Платить интернет-шантажисту бессмысленно

Аферисты по переписке

Кибербуллинг как явление появился достаточно недавно, однако приобрел уже довольно массовый характер. Причем травля с использованием цифровых технологий распространена широко и в молодежной среде. Как противостоять шантажу и запугиванию в интернете?

Молчание стоит дорого

Фото  pexels.com
Сорокалетний житель Ивацевичей Алексей был зарегистрирован в соцсети «ВКонтакте» давно, но пользовался ею редко. Однажды ему пришло письмо. Некая Алена написала: «Привет, у тебя классные фотки». Недолго думая, он начал переписку с ней. Слово за слово — диалог завязался весьма интимного характера. Дело дошло до того, что мужчина отправил слишком личные фото новой знакомой. А через несколько дней получил ответ: «Скидывай мне на телефон 500 рублей или я отправлю эти фото твоим друзьям». Незадачливый кавалер испугался и указанную сумму перевел даме. Она пропала, но ненадолго. Спустя неделю пришло сообщение, в котором — просьба о еще 500 рублях. После третьего обращения о финансовой поддержке бедолага пошел в милицию. Выяснилось, что за 20-летней Аленой скрывается 15-летний подросток.

В Барановичах 16-летняя девочка вела переписку с парнем, разменявшим третий десяток. Попросила прислать его интимные фото. Потом показала их троим одноклассникам. И они отправили такое послание любителю селфи: «Мы выложим эти снимки в социальную сеть».

— Молодой человек обратился в милицию, и троих несовершеннолетних взяли с поличным при передаче денег. Теперь они фигуранты уголовного дела, — рассказывает официальный представитель УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук. — Свободный доступ в интернет и развитие соцсетей привели к тому, что на территории Брестской области отмечается рост количества киберпреступлений.

В то же время Сергей Янковский, начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел, отмечает, что в целом детская преступность у нас падает: «Остаются актуальными вопросы, связанные с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, а также преступления в сфере высоких технологий». Объяснить поведение детей можно тем, что они не осознают меру ответственности. Для них это игра. Однако, по словам специалиста, правила игры из года в год становятся все более серьезными:

— Молодые люди, завладевая чужими средствами с помощью приложения «V-банкинг» или снимая пусть даже небольшие суммы с найденной или похищенной карточки, совершают преступление. Хочу напомнить, что статьей 212 Уголовного кодекса за это предусмотрена ответственность от штрафа до лишения свободы от 3 до 15 лет.

Обратная сторона экрана

В подростковой среде получают распространение сваттинг-сообщества, которые с целью устроить неразбериху или панику в определенном месте осуществляют заведомо ложные вызовы специальных служб.

— В настоящее время нами предпринимаются необходимые меры по установлению виновных лиц, среди них есть и дети, — говорит Сергей Янковский. — Взломы аккаунтов в соцсетях тоже довольно частое явление.

Наталья Сахарчук добавляет, что родители должны постоянно мониторить, что выкладывают их дети на своих страницах. Повышенный контроль нужен за соцсетями девочек, потому что они, как правило, взрослеют раньше мальчиков и начинают знакомиться в интернете:

— Дело может дойти до фото интимного характера. А ведь неизвестно, кто по ту сторону экрана, это может оказаться мошенник, у которого первоначальная цель — добыть снимки и начать шантажировать.

Правоохранители также проводят профилактическую работу в социальных сетях и мессенджерах. Например, размещают разноплановый тематический материал для подростков и родителей в виде памяток и аудио-, видеороликов.

— Проводим с детьми туристические походы и слеты, патриотические экскурсии и спортивные турниры, — заключает начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних МВД.

Вымогательство — не игра

Почему дети идут на киберпреступления?

— Цели для взлома аккаунта самые разнообразные: показать себя, самоутвердиться среди сверстников, доказать, что «я могу». Некоторые это делают, чтобы получить прибыль, — говорит семейный психолог Вера Прохорчик.

Эксперт считает, что жестокость подростка — распространенная форма проявления протеста против непринятия, нелюбви и непонимания его как личности, как способ отображения внутреннего мира, внутренней боли, страданий. Зачастую дети с такими наклонностями — выходцы из неблагополучных семей или имеют опыт личного унижения. Они не могут понять, насколько больно другому. Это последствия несформированной способности к проявлению эмпатии.

— Такая способность формируется в дошкольном возрасте, первоначально при взаимодействии с родителями и другими взрослыми, — рассказывает психолог. — В 2,5—3 года ребенок находится на пике проявления агрессивности и жестокости. Это спровоцировано несформированными социальными нормами, детям в этот период тяжело усваивать правила поведения, запреты. И роль взрослых здесь огромна.

Злую шутку с ребенком в дошкольном возрасте может сыграть слепая любовь и чрезмерная забота со стороны родителей. Это лишает подростка возможности принимать решения самостоятельно. Со временем такие дети становятся неуправляемыми.

К насилию их может склонить механизм давления группы, влияние одноклассников, конфликты с преподавателями, — перечисляет Вера Прохорчик. — Скачки гормонов в организме школьников приводят к неспособности контролировать эмоциональные всплески, которые перерастают в проблемные отношения с близкими и друзьями.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter