Аферистку 10 лет принимали за дочь генерала

Криминальный архив

Январь 1959 года. В БССР с размахом празднуют 40–летие республики. В Доме офицеров устраивают пышный прием, куда приезжает сам первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. В разгар праздника из толпы внезапно выходит дама с медалями на груди и уверенно направляется к Никите Сергеевичу — якобы с твердым намерением подарить крепкий дружеский поцелуй. Но поскольку дама была явно нетрезва, внезапный порыв обернулся тем, что, уцепившись за пиджак Хрущева, она сорвала с него Звезды Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда! Неслыханный скандал! В дело тут же вмешались бдительные сотрудники КГБ. Смутьянку задержали, расценив ее поступок не иначе как «покушение на жизнь главы государства».


Заслуженная партизанка


Дав задержанной протрезветь, за даму взялись всерьез. Она слезно заверяла: перебрала водки и не осознавала, что делает. Ведь в повседневной жизни она практически ангел, заслуженная партизанка, дочь генерала Корсунова. Более того, образ радистки Ани Маленькой в книге Вершигоры «Люди с чистой совестью» о партизанских соединениях Ковпака основан именно на ее военных подвигах.


Рассказ «дочери генерала» проверили и поразились нахальству: да никакая она не заслуженная партизанка! Настоящая героиня книги Анна Лаврухина, бывшая радистка разведывательно–диверсионной группы «Лезвие», спокойно живет в Москве. Да и медали на груди подозреваемой, как выяснилось, ей не принадлежали, равно как и золотые часы на руке. Все это Галине Корсуновой одолжила горничная, чтобы помочь заполучить билет на торжественный прием с Никитой Хрущевым. Но остальное было достаточно безобидно. Работники КГБ проверили, что она не шпионка, покушения на Хрущева не планировала, отравить его не пыталась. Документы передали в МВД, а там уж пусть решают: на учет поставить или административно наказать. Саму Корсунову отпустили.


Когда делом занялась милиция, оказалось, что, воспользовавшись моментом, гражданка Корсунова столь спешно покинула Минск, что в гостинице остался неоплаченным ее номер. В управлении милиции такому повороту событий, мягко говоря, не обрадовались, но информацию о загадочной «дочери генерала» следователь стал собирать скрупулезно и даже отправил ориентировку в Москву, на случай, если беглянка, которая представляется радисткой Аней Маленькой (в соединении Ковпака так ее называли за маленький рост и хрупкое телосложение), объявится в иных городах СССР. Знали бы тогда сотрудники спецслужб, птицу какого полета выпустили из клетки.


Последняя гастроль самозванки


А тем временем мадам Корсунова действительно не планировала останавливаться. Со своей легендой она отправилась «гастролировать» по необъятному Союзу. Но не столько славы искала Корсунова, сколько денег. Участвовать в строительстве городов, печь хлеб, стоять у станка ей казалось скучным. Задолго до инцидента с Хрущевым мадам Корсунова старательно изучила книгу о партизанских соединениях, где воевала настоящая Аня Маленькая. Иногда ей везло встретить истинных партизан, которые с удовольствием рассказывали о реальных сражениях, командирах, называли места событий. Набралась смелости пойти на дерзкий шаг: поехала встретиться с самим Сидором Артемьевичем Ковпаком. Умело оперируя собранной информацией, она обзавелась справкой, что воевала в его соединениях в Великую Отечественную.


Весной 1949 года в львовской гостинице «Бристоль» судьба свела Корсунову с партизаном бригады имени Ворошилова. Галина обладала феноменальной памятью и старательно запоминала все необходимые детали его рассказа. Выяснив, что командир этой партизанской бригады Марков сейчас заместитель председателя Молодечненского облисполкома, Галина отправилась в Белоруссию. Проведя сутки в квартире бывшего комбрига, она отхватила еще один документ, что Корсунова с 1942 по 1944 год находилась в особой группе отряда имени Ворошилова.


Одна справка, другая, третья... В те годы доверия у соцработников было больше, а документов война многим не оставила. Так и стала Корсунова заслуженной партизанкой, дочерью генерала Корсунова, а на словах еще превратилась и в Героя Советского Союза. Теперь она могла бравировать заслугами по полной. Корсунова решила действовать кардинально. Первым делом она добралась до министра социального обеспечения СССР. Та ей как заслуженному человеку назначила персональную пенсию.


Корсунова появилась в Латвии и сумела получить в ЦК ЛКСМ республики тысячу рублей. В Херсоне на покупку мебели выхлопотала в долг более 4.000 рублей. Устроившись на пару дней на работу в автобусный парк, в счет зарплаты отхватила 200 червонцев и исчезла из города. А там уже пошло–поехало. Используя талант убеждать, она легко входила в кабинеты чиновников и столь же легко скрывалась с немалыми суммами денег.


И вот «гастроли» привели Корсунову в Орел, в кабинет первого секретаря обкома. Рассказав уже заученную историю о том, как и в каком соединении Ковпака она воевала, Корсунова поведала, что совсем недавно ее обокрали и просто не за что жить. По старой схеме «дочь генерала» попросила выделить ей денежную помощь. Но не тут–то было. Первый секретарь неожиданно обрадовался и сказал, что в их городе живет знаменитый партизан, Герой Советского Союза Роберт Клейн. Двум столь заслуженным людям просто необходимо встретиться. А там, глядишь, и денежная помощь отыщется.


Эта встреча стала роковой. Вероятно, к тому моменту Корсунова уже и сама поверила в свои воинские заслуги, но Роберт Клейн в считанные минуты понял, что перед ним обычная самозванка. Корсунову взяли под белы ручки и водворили в изолятор временного содержания. Но сдаваться опытная аферистка не собиралась, желая любым способом выскочить из уже захлопывающегося капкана. Она понимала: времени на размышления достаточно, ведь ей сообщили, что предстоит этапирование в Минск, а для этого требуется оформление специальных документов и прочее.


Искусная рассказчица


Когда Корсунову доставили в Минск, следователю МВД Александру Пашковскому пришлось непросто. Слушая долгий подготовленный рассказ опытной мошенницы, он все тщательным образом записывал в протокол: звания, места боев, фамилии сослуживцев, даты... А их Корсунова называла немало. Приходилось отправляться в командировки, собирать документы, разыскивать людей, опровергать рассказанное аферисткой. Попутно следствие открывало для себя много нового.


Оказалось, что мадам Корсунова на самом деле носила фамилию Корсун. Но, искусно разыграв потерю документов в послевоенное время, получила справку, что она якобы дочь генерала Корсунова, служившего в Бадене. За последующие пять лет Галина Николаевна успела побыть Коровиной, родить двоих детей и бросить их на попечение мужа; Синициной — и оставить девятимесячного сына другому мужу; а накануне ареста буквально силой умудрилась женить на себе слушателя Военно–воздушной инженерной академии Пронюшкина. При этом ни с одним мужем она разведена не была, ей нужны были, скорее, паспорта на разные фамилии.


«Дочь генерала» быстро научилась жить широко, останавливаясь в гостиницах, уже без стеснения брала продукты в кредит, промтоварные талоны в различных облторготделах, колесила по стране в купейных вагонах класса «люкс», обедала в лучших ресторанах, вела жизнь, не обремененную заботами. Рос и арсенал приемов, которые использовала Корсун. Она старательно давила на жалость, представлялась инвалидом войны со сложной судьбой. А кто откажет в помощи инвалиду? На самом же деле всю войну она просидела в родном селе в Хмельницкой области, попрошайничала, чтобы прокормить себя, брата и мать, а после освобождения покинула село навсегда.


«В списках не значится»


Но на этот раз уловки аферистки не сработали. Следствие собрало все доказательства лживых рассказов Корсун. То, что такой 14–летней партизанки не было в соединении Ковпака, подтвердил сам Сидор Артемьевич. Не признали ее и партизаны бригады имени Ворошилова. Корсун приписала себе пять ранений и три контузии, но пришло письмо из института имени Склифосовского: больной Корсуновой Г.Н. в архивах не значится...


А вот то, что гражданка Корсунова во множестве городов и инстанций получала материальную помощь и деньги в долг — это оказалось реальной историей. В Минске она представлялась администраторам кинотеатров «Центральный» и «Победа» Героем Советского Союза, без очереди брала билеты в кино. Затем спиртное, наряды, украшения, мужчины и все доступные развлечения. Голова мошенника такого уровня должна быть ясной. А увлечение спиртным, в конце концов, привело к провалу.


Корсун «гастролировала» по Союзу с 1949 по 1959 год. Когда народ голодал, она сумела мошенническим способом добыть себе на сладкую жизнь более 40 тысяч рублей. А посему и судили ее за мошенничество. Отбывать свой срок 32–летняя Галина Корсун отправилась в женскую колонию Гомеля. За хорошее поведение была выпущена досрочно и спешно покинула Белоруссию, отправившись в Днепропетровскую область. Еще на следствии, по словам самой Галины, она дала зарок больше на белорусскую землю никогда не возвращаться.


Справка «СБ»


В конце 40–х — начале 50–х годов в СССР под страхом голодной смерти из сельской местности в города переехали около 10 млн. человек. Большинство вынуждены были наниматься на стройки и вести нищенский образ жизни. Росло количество преступлений. После усиления борьбы с хищением продовольствия и ужесточением наказания количество заключенных в исправительно–трудовых лагерях, тюрьмах и колониях выросло до более 2,5 миллиона человек.


Никита ШПАКОВСКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter