АЭС: вопросы и ответы

На вопросы читателей ответил руководитель ГУ «Дирекция строительства АЭС» Михаил Васильевич Филимонов.

Экологическая и ядерная безопасность будущей белорусской АЭС — ключевой аспект в деле строительства станции. Насколько безопасна современная атомная станция? Защищена ли она от природных катаклизмов и вмешательства пресловутого «человеческого фактора»? Где будет храниться отработанное ядерное топливо? На эти и другие вопросы во время интернет–конференции на www.sb.by ответил руководитель ГУ «Дирекция строительства АЭС» Михаил Васильевич Филимонов.


Цена вопроса


Валентина, Ошмяны: Почему была выбрана именно Островецкая площадка?


М.Ф.: Работы по выбору площадок для возможного размещения АЭС велись с 1992 года. Рассматривалась, например, Верхнедвинская. По многим параметрам она подходила, но из–за близкого расположения грунтовых вод от нее в итоге пришлось отказаться. Приоритетной в декабре 2008 года Государственная комиссия определила Островецкую, которая не имеет неблагоприятных факторов и полностью удовлетворяет требованиям для размещения АЭС. Резервными названы Краснополянская и Кукшиновская площадки.


MaxiG: Почему право на строительство АЭС отдано россиянам?


М.Ф. Не так много серьезных игроков в этой области. Реально построить станцию сегодня могут несколько компаний. Например, AREVA (Франция, Германия), Westinghouse–Toshiba (США, Япония) и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Но по разного рода причинам и AREVA, и Westinghouse не смогли гарантировать выполнение работы в установленные сроки. В то время как «Росатом» подтвердил готовность реализовать проект строительства атомной электростанции в Беларуси «под ключ». Пуск первого энергоблока запланирован на 2016 год, второго — на 2018.


Надо заметить, что «Росатом» имеет реальный опыт строительства атомных станций за рубежом. Кроме того, российская сторона выразила готовность выделить целевой кредит — это предмет переговоров, которые сейчас идут.


Олег: Во сколько нам обойдется АЭС?


М.Ф.: Это также один из важных вопросов переговоров. Называть конкретные цифры пока рано. Но однозначно они не должны превышать стоимость аналогичных станций за рубежом.


Читатель: Когда начнется строительство? Хочу устроиться туда на работу. Или ее будут ставить только заезжие спецы?


М.Ф.: Не только. Планируется значительное привлечение к работам белорусских строительно–монтажных организаций, предприятий и специалистов. Предполагаемый срок набора персонала — 2012 год.


Соотечественник: А может, нам стоило строить АЭС вместе с литовцами? Зачем рядом сразу две атомные станции?


М.Ф.: Предложение о совместном строительстве обсуждалось с литовской стороной, но они ответили отказом, так как планируют строить свою АЭС.


Минчук: Где–то читал, что АЭС в Беларуси могла появиться еще во времена Советского Союза.


М.Ф.: Действительно, недалеко от Руденска в 1983 году начались работы по строительству АТЭЦ в составе 2 энергоблоков по 1.000 МВт каждый. Но после чернобыльской катастрофы в СССР было принято решение о прекращении работ на всех новых площадках, где строились АЭС, в том числе и на Минской АТЭЦ. Теперь там расположена Минская ТЭЦ–5.


Безопасность и контроль


Галина, Глубокое: Скажется ли строительство атомной электростанции на уровне радиации в стране?


М.Ф.: Нет. Проект станции предусматривает систему защитных барьеров, которые не допускают выхода радиации за пределы помещений, где размещено работающее оборудование. Туда, к слову не допускается даже персонал АЭС. Допустимая доза облучения населения от АЭС в европейских государствах и Беларуси одинаковая — 0,1 мЗв в год.


Ольга, Барановичи: Какими бы мерами защиты ни была оборудована АЭС, она все же остается объектом повышенной опасности, согласитесь.


М.Ф.: АЭС не существует «сама по себе». Кроме технологического регламента, норм и правил, которые регулируют ее работу, станция находится под контролем соответствующих служб. Кроме этого, при всех АЭС действуют центры общественной информации, где население может получить исчерпывающие сведения о работе станции, радиационной обстановке в зоне наблюдения и т.д. Кстати, в Островце уже действует информационный центр будущей АЭС.


Павел, Гродно: Будет ли проводиться мониторинг уровня радиации вокруг АЭС?


М.Ф.: Обязательно. Проектом предусмотрено создание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). В близлежащих к АЭС населенных пунктах будут размещены электронные табло, отображающие информацию об уровнях гамма–излучения в режиме реального времени. Такие же табло мы планируем поставить, например, в Гродно и даже в Минске.


Странник: Сколько в мире атомных электростанций и сколько чрезвычайных ситуаций было во время их эксплуатации?


М.Ф.: На сегодняшний день в мире более 400 энергоблоков, все инциденты на которых квалифицируются по шкале событий МАГАТЭ от 0 до 7. Например, событие 7–го уровня произошло лишь однажды — это авария на Чернобыльской АЭС. Событие 6–го уровня тоже было одно — это авария на американской АЭС «Три–Майл Айленд» в 1972 году (тогда радиоактивное загрязнение локализовали в пределах площадки атомной станции). МАГАТЭ и ВАО (всемирная ассоциация операторов) АЭС ведут учет таких событий, анализируют их и в виде информационных материалов рассылают на все атомные электростанции, где они досконально изучаются в учебно–тренировочных центрах.


Зеленая лужайка


Сергей: Где будут захораниваться радиоактивные отходы?


М.Ф.: По технологии радиоактивные отходы на АЭС собираются, сортируются и перерабатываются (дезактивация, измельчение, сжигание, прессование, цементирование), т.е. переводятся в форму для безопасного хранения и хранятся на станции весь период ее эксплуатации. Вопрос их утилизации будет решаться одновременно со снятием станции с эксплуатации.


Igorek777: А использованное ядерное топливо?


М.Ф.: Его утилизация — это вопрос межправительственных соглашений. В зависимости от местных условий может быть принято решение о длительном хранении топлива на территории станции или его отправке на перерабатывающие заводы. Если мы будем покупать топливо в России, то по их закону об использовании атомной энергии российская сторона берет на себя обязательства вернуть на свою территорию топливо из тех стран, куда она его поставляла. Строительство дополнительных хранилищ для ОЯТ в Беларуси не планируется.


Ларс: Что будет с самой станцией после окончания ее эксплуатации?


М.Ф.: Срок эксплуатации АЭС — 60 лет. При расчете стоимости электроэнергии от АЭС предусмотрена статья «снятие с эксплуатации». То есть станция работает и постепенно сама «зарабатывает» деньги на закрытие, в результате которого она будет разобрана, оборудование — утилизировано. Есть даже такой термин в мировой практике — «зеленая лужайка» — это то, что должно остаться на месте отработавшей свой срок АЭС.


Мирный атом


Эдуард Петрович, Волковыск: Главный посыл в строительстве АЭС — обеспечение энергетической безопасности и уход от зависимости поставок энергоресурсов из России. Но ведь строить АЭС нам будут россияне, топливо мы также планируем покупать и утилизировать в России...


М.Ф.: Привлечение России к строительству станции, поставкам ядерного топлива и утилизации отработанного не противоречит, как вы пишете, «главному посылу». АЭС позволит обеспечить повышение энергетической безопасности по многим показателям. Так, например, мы сможем сократить импорт органических видов топлива в объеме порядка 5 млн. тонн к 2020 году. Снизим себестоимость производимой электроэнергии за счет уменьшения расходов на топливо, несмотря на более высокие капитальные затраты. Минимизируем выбросы парниковых газов в атмосферу — на 7 — 10 млн. тонн.


G.P.: Расчеты на дешевую атомную энергию основываются на том, что уран будет дорожать несущественно. Однако на самом деле его стоимость только за последние годы повысилась в 3 — 4 раза.


М.Ф.: Это верно. Но в последний год наметилась тенденция снижения стоимости урана (в настоящее время существует три группы цен на природный уран: 40 долларов/фунт — запасов хватит на 30 — 40 лет, 100 долларов/фунт — на 60 лет, 140 долларов/фунт — на 200 лет). Кстати, ядерное топливо можно закупать впрок на несколько лет вперед, и не только в России, но и в других странах. Украина, например, планирует производить свое топливо для АЭС. Американская фирма Westinghouse также в состоянии делать топливо для российских реакторов.


Www: И все–таки какую прибыль мы планируем получить? Подешевеет ли электроэнергия?


М.Ф.: Окупаемость АЭС рассчитывается на стадии проектирования. Из опыта скажу: все АЭС в мире работают с прибылью. И мы собираемся строить успешно работающее предприятие. О том, подешевеет электроэнергия или нет, говорить преждевременно. Но, по некоторым расчетам, ввод в эксплуатацию атомной станции в Беларуси позволит снизить стоимость производства электроэнергии на 20 — 30 процентов.


Альтернативы нет?


Валера, Stolin: Неужели сегодня нет альтернативы АЭС?


М.Ф.: Прежде чем говорить о строительстве АЭС, был проведен сравнительный анализ стоимости электроэнергии на различных электростанциях: тепловых (угольных, газовых), гидро–, ветровых. Результаты таких исследований показали преимущества выработки электроэнергии на АЭС. Судите сами, у нас на равнинных реках в принципе невозможно построить ГЭС суммарной мощностью более 800 МВт. С редкими солнечными днями в год в среднем на территории страны не осилить съем более 15 Вт/кв. м. Если мы всю Беларусь покроем полупроводниковыми устройствами, то найдем 1.000 МВт, но жить нам придется в соседних странах. Много различных мнений в оценке ветряной энергетики. Но ветроустановка может работать на номинальной мощности примерно 1.000 часов в год, а как обеспечить электроэнергией систему все остальное время — вопрос. Подробнее об этом можно узнать в информационном центре в Островце. Кстати, на карте мира с указанием расположения АЭС можно увидеть, что в странах с хорошими «ветровыми показателями» доля атомной энергетики довольно велика (США, Франция, Япония). А, например, в Бельгии, где природные условия близки к белорусским, действуют 7 энергоблоков на АЭС.


— Но почему, как вы думаете, в Германии, например, принята программа по закрытию всех имеющихся там ядерных реакторов?


М.Ф.: В Германии атомные электростанции производят около 30% всей потребляемой в стране электроэнергии. Если предыдущее правительство ФРГ планировало остановить АЭС, то нынешнее проводит более сдержанную политику. Правительство Швеции, выступавшее за использование альтернативных источников энергии, также объявило об отказе от постепенного отключения своих атомных станций, — новая энергетическая стратегия предусматривает строительство АЭС. Рассматривается возможность строительства атомной электростанции в Норвегии. К 2025 году Польша собирается построить у себя две АЭС. Финляндия обсуждает строительство трех новых станций (в настоящее время в этой стране уже действуют две АЭС, эксплуатирующие по два энергоблока каждая). Также в настоящее время в Болгарии есть 2 энергоблока, в Венгрии — 4, в Румынии и Словении — по одному, в Словакии — 5, в Чехии — 6, в Украине — 15. Даже в таком небольшом государстве, как Швейцария, действуют 5 энергоблоков. Думаю, я ответил на ваш вопрос.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter