Репортер "СОЮЗа" побывал на стройке АЭС в Беларуси

АЭС примеряет тюбетейку

Сооружение в Беларуси атомной электростанции по российскому проекту "АЭС 2006" - крупнейшая стройка Союзного государства. Общая сумма инвестиций около 10 миллиардов долларов! Представители Постоянного Комитета Союзного государства регулярно участвуют в работе штабов, проходящих на стройплощадке.

Увязать взаимодействие белорусских и российских специалистов помогает, в частности, посредничество Союзного государства

- Это самый крупный и значимый проект в Союзном государстве и Европе, - говорит, отвечая на вопрос корреспондента "СОЮЗа", заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк. - То, что Постоянный Комитет ему уделяет большое внимание, мы высоко ценим.

Репортер "СОЮЗа" недавно побывал на стройплощадке будущей АЭС в ходе пресс-тура, организованного Минэнерго Беларуси. С момента предыдущего посещения прошел всего год, но перемены очевидны. Особенно это касается энергоблока N 1, который должен вступить в строй первым... Дело тут идет к завершению.

Заместитель генерального директора АЭС - начальник управления капитального строительства Андрей Баркун подводит к сваренной из стальных листов конструкции круглой формы: ей предстоит стать составной частью купола здания, где будут расположены атомный реактор, парогенераторы, другое крупногабаритное оборудование.

На своем сленге строители называют ее тюбетейка. Диаметр этого «головного убора» — 44 метра. Андрей Баркун поясняет назначение «тюбетейки»:

— По сути это часть несъемной опалубки. Забросим ее на стены — они уже почти готовы — с помощью вот этого подъемного крана марки «Либхер». Его грузоподъемность 1350 тонн. Затем наверх поместим каркас из стальной арматуры и все забетонируем. Получится крепчайшая крыша, способная защитить атомный реактор от любого внешнего воздействия, а с другой стороны предотвратить выброс радиации в случае самой невероятной аварии на энергоблоке.

Пока готовится «головной убор» для здания так называемого реакторного острова, внутри полным ходом идут монтажные работы. Недавно был установлен в проектное положение корпус реактора. Операция филигранная. Вертикально стоящая стальная «цистерна» весом 330 тонн не должна отклоняться от оси более чем на миллиметр. Затем через боковое отверстие таким же образом переместили внутрь здания четыре парогенератора весом 340 тонн каждый, другое оборудование. Кстати, практически все оно российского производства. Полностью монтаж реактора займет 3 — 5 месяцев. Эта работа требует большой точности и ответственности. Но дело ведут профессионалы. Так, парогенераторы установлены в допуске с первого раза.

Во многом это заслуга российских строительно–монтажных организаций, роль которых чем ближе к пуску, тем выше. Сейчас их на АЭС 12 общей численностью 1300 — 1500 специалистов. Белорусских организаций больше — 24, в них трудятся 3400 человек. Организовать взаимодействие помогает, в частности, посредничество Союзного государства. В этом убеждаемся в здании турбинного острова. Здесь уже установлена огромная, более чем 50–метровая турбина нового поколения — гордость санкт–петербургских машиностроителей. Общая масса — 520 тонн, мощность — 1200 мегаватт. Чтобы при частоте вращения 3000 оборотов в минуту машина не пошла вразнос, зазоры не должны превышать несколько десятых долей миллиметра. Сейчас идет предварительная выверка и подцентровка валов — извините за специфические технические термины.

Главный инженер АЭС Анатолий Бондарь резюмирует:

— В ближайшее время начнется сварка главного циркуляционного трубопровода. Если начнем в мае, в чем я не сомневаюсь, то выполним эту ключевую позицию в срок и выйдем на загрузку топлива в начале 2019 года. Это обеспечит ввод блока в эксплуатацию к концу 2019–го. Ход работ показывает, что мы обеспечим такой график.

Однако даже самое современное оборудование ничто без квалифицированного обслуживающего персонала. На Белорусской АЭС, как нам пояснили, будут работать 2320 человек. Из них 1680 — эксплуатационный персонал. И быть в полной готовности он должен задолго до физического пуска атомного энергоблока. Как идет обучение? За ответом направляемся в учебно–тренировочный центр Белорусской АЭС. Это, к слову, еще один объект, которого не было год назад. Нас встречает заместитель главного инженера по подготовке персонала Владимир Горин.

— Для управления реактором первого энергоблока отобрали специалистов, работавших на атомных реакторах типа ВВЭР, — поясняет он. — Тем не менее все они вновь проходят подготовку и переподготовку. Раньше делали это в России на Нововоронежской АЭС, а с 2016 года — в своем УТЦ. Но и сейчас российские специалисты нам помогают.

В зале, где установлена точная копия блочного щита управления реактором, сотни приборов, индикаторов, дисплеев. Дежурная смена — несколько человек, каждый из них контролирует работу своего сектора. Обычно в реальном центре управления все тихо и спокойно. Но здесь случаются тревоги. Разумеется, учебные. Вот и при нашем появлении раздался резкий звук сирены. Что–то случилось! Оперативно последовали команды на снижение мощности реактора, оборотов турбины, на выяснение причин нештатной ситуации. Таким образом отрабатываются самые невероятные сценарии — всего предусмотрено 300 базовых вариантов неисправностей, которые можно комбинировать. Лишь после сдачи строгого экзамена на умение парировать любые проблемы специалиста допустят к самостоятельной работе.

К СЛОВУ

В эти же дни в Белорусском национальном техническом университете прошло международное рабочее совещание организаций, ведущих подготовку специалистов для обслуживания АЭС. Всего были представлены 12 университетов шести стран, в том числе Нижегородский госуниверситет им. Р.Е. Алексеева.

bibikov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter