АЭС: открыто, уверенно и безопасно

Строительство Белорусской атомной электростанции стало тем общенациональным проектом, по которому отличают страны состоявшиеся, добившиеся высокой степени самодостаточности и способные гарантировать уровень ядерной и радиационной безопасности. Здесь есть предмет для разговора, в том числе и потому, что любое значительное явление в жизни страны требует усилий по его осмыслению, понимания характера, как настоящего этого явления, так и его будущего. Строительство атомной электростанции в Островце Гродненской области относится именно к таким явлениям.

Стоит сразу же заметить, что сам по себе этот вопрос в узком значении уже исчерпал свою актуальность. Беларусь, как и многие государства сегодня, сделала выбор в пользу ядерной энергетики. Безусловный приоритет вопросов ядерной безопасности на всех этапах жизненного цикла Белорусской АЭС — от проектирования до вывода из эксплуатации — давно является аксиомой. С этого приоритета начинается восприятие Белорусской АЭС на всех уровнях, от маленьких деревень Островецкого района до Генеральной конференции МАГАТЭ.

Важно понимать: Беларусь вступает в ряды ядерных держав не с какого–то заднего двора, а с парадного входа. Открыто, уверенно и с гарантированной безопасностью.

При реализации этого проекта мы тесно сотрудничаем с МАГАТЭ, Всемирной ассоциацией операторов АЭС и другими международными организациями. Европейским экспертам уже направлен Национальный доклад Беларуси по итогам стресс–тестов на станции. Представители регулирующих органов в области атомной энергетики европейских стран — Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Франции, Финляндии, Словакии, Швеции, Греции, Словении, Украины, Испании и Литвы — смогут на месте получить ответы на все интересующие их вопросы.

Станция каждый день строится, более 5 тысяч человек делают нужную стране работу, график соблюдается (хотя, вероятно, и последуют какие–то вопросы экспертов), но это уже нормальная практика, через которую проходили все страны, которые дали согласие на проведение независимой партнерской проверки.

Интересные изменения произошли и в социальном аспекте. Скажем, многие с удивлением узнают, что в Островце по утрам на улицах пробки. Что попасть в гостиницы приезжим пока проблема, и надо искать варианты среди сдаваемого местными жителями жилья. Что на улицах многолюдно, а к кассам в местном гипермаркете немалые очереди. Руководители местной власти, рассказывая о сделанном в прошлом году, говорят о расширении улиц и строительстве второй очереди водозабора, о том, что уже открыт один новый детский сад и начато строительство второго. Что строятся объекты культуры, жилье. Город меняется, и люди уже живут будущим, сами создавая это будущее уверенно и открыто.

Скажут, а как же известные фобии: достаточно вспомнить чернобыльскую трагедию... Что ж, любой кухонный нож может стать орудием преступления, а самолеты иногда падают. Вообще же любой крупный проект всегда несет в себе угрозу вовсе не гуманистических последствий. Известна позиция выдающихся мировых физиков после Второй мировой войны, собранных в Аламогордо (США) для создания атомной бомбы. Специалисты быстро поняли, что реализация этого проекта принесет и последствия, связанные с атомным шантажом одной страны другой. К слову, далеко не случайно многие из этих ученых тайно стали помогать СССР в реализации уже советского атомного проекта: нужен был противовес, альтернатива.


Но это так, отступление от главного. Главное же заключается в том, что каждая страна выбирает собственный путь решения важнейших проблем своего существования. Сегодня многие государства возлагают надежды на атомные станции как экономически эффективный и экологически чистый источник, призванный способствовать их устойчивому развитию. Франция — лидер в Европе по количеству ядерных реакторов. Совсем недавно Польша заявила, что хочет сократить количество электроэнергии, вырабатываемой из угля, а взамен построить атомную электростанцию. Беларусь также сделала выбор в пользу ядерной энергетики, рассчитывая, что в скором будущем значительная доля необходимой стране электроэнергии будет производиться на строящейся сейчас АЭС.

Как уже сказано, безопасность — безусловный приоритет. В этом может убедиться каждый, ознакомившись с Национальным докладом о целевой переоценке безопасности (стресс–тесты) Белорусской АЭС. Тут я бы обратил внимание вот еще на какой момент. Атомная отрасль — это высокие технологии, требующие уникальных специалистов, и подготовка именно такого персонала — одно из условий безопасности атомной электростанции. Кадры для Белорусской АЭС готовятся в четырех вузах нашей страны. Кроме того, российский Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» является ответственным исполнителем за подготовку кадров для мирной атомной энергетики государств — участников СНГ. В прессе сообщалось, что «МИФИ» в ближайшие пять лет подготовит около 100 специалистов для работы на Белорусской атомной станции. Уже сейчас наиболее одаренные студенты и молодые специалисты проходят специальную подготовку на действующих станциях за рубежом, в учебно–тренировочных центрах и ведущих вузах как в России, так и во Франции, Австрии, других европейских странах. Кстати, были сообщения, что на работу в Островец просились и специалисты–атомщики из соседней Литвы. Они понимают, что приоритет в решении вопросов безопасности и видение перспектив оказались на сопредельной стороне, так что у профессионалов нет никаких сомнений, в отличие от политиков из этой страны.

Идея будущего экспорта белорусской электроэнергии встречает сильную неприязнь литовской стороны. Обида или злость застит глаза политикам из соседней страны, а может, и то и другое. Ведь всем известно, что ЕС вынудил их закрыть Игналинскую АЭС. А теперь даже Польша, которая вроде поначалу хотела проявить солидарность с Вильнюсом, повторюсь, дезавуировала свои негативные комментарии и собирается строить собственную АЭС.

Склонен полагать, что негатив, который формируется Вильнюсом вокруг Белорусской АЭС, — это фактор двойного характера: как личный, связанный с позицией элит, так и политический. Личный, поскольку сложно согласиться с тем, что продавать будут тебе, а не ты. А то, что мог реализовывать ты, утрачено.

Есть и политическая, а вернее, геополитическая подоплека, связанная с антироссийским фактором в литовском политикуме: надо, видимо, быть последовательным, и если технология и иные источники строительства российского происхождения, то как не воспользоваться случаем и высказать все то же известное конфронтационное мнение. Но давайте поразмышляем, а есть ли в этом смысл? Ведь Беларусь приглашала и готова была принять предложения от всех компаний, заинтересованных участвовать в строительстве АЭС.

Напомню слова Александра Лукашенко в 2008 году, когда он сказал буквально следующее: «С сегодняшнего дня любая компания в течение месяца может напрямую предложить свои услуги по строительству АЭС. Мы это делаем, чтобы не было спекуляций, чтобы нас потом не упрекали, что это решение принято кулуарно».

Президент тогда подчеркнул, что необходимо еще раз официально предложить участвовать в строительстве АЭС франко–германской компании, а также японцам, американцам и россиянам, если они проявят заинтересованность. В сфере атомной энергетики более авторитетных компаний в мире нет.

Беларусь направила приглашения заинтересованным сторонам — компаниям из России, Франции, США — подтвердить возможность их участия в международном конкурсе на строительство АЭС.

В итоге при выборе проекта для строительства изучалось много вариантов, но остановились на российском предложении. По оценкам специалистов, это самый продвинутый и надежный проект, где сочетаются активные и пассивные системы безопасности. Иногда в этом контексте говорят о зависимости белорусской стороны от России в связи со стройкой атомной станции. Да, зависимость налицо, как и обратная зависимость, связанная с экономическими и финансовыми связями, помощью друг другу, решением общих задач разного характера.

Что же касается не совсем конструктивной позиции наших соседей, то налицо дефицит того, что называют политической и экономической дальновидностью, умением видеть перспективу. Строительство атомной станции в стране — очень важный и большой проект, решение которого лежит в сфере не только количества киловатт и энергетической безопасности. Это очередной локомотив, который помогает нам двигаться по направлению к экономической, социальной, политической стабильности и способствует решению важнейших задач.

Борис ЛЕПЕШКО, профессор.

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter