«Адвечная песня» Купалы в стиле фолк-рока

Республиканский  театр  белорусской  драматургии  представлял  нашу  страну  на  одном  из  старейших  российских  фестивалей    «Голоса  истории»  в  Вологде  и  привез  Гран-при  

Республиканский  театр  белорусской  драматургии  представлял  нашу  страну  на  одном  из  старейших  российских  фестивалей    «Голоса  истории»  в  Вологде  и  привез  Гран-при 

Среди двенадцати российских спектаклей мы вместе с «Электрой» германо-итальянского проекта были единственными иностранцами. В том смысле, что о нас никто ничего не знал. Все остальные были здесь своими, хорошо известными театральной России. В составе жюри и экспертного совета – одни мэтры российской критики с мировыми именами. В программе фестиваля — Москва, Вологда, Самара, Нижний Новгород, Таганрог. Свои, именитые, награжденные всевозможными премиями вроде «Золотой маски».

Когда-то «Песняры» спели про черноглазую, которая в Вологде, где резной палисад. Огромная страна подхватила песню. Она неслась изо всех окон, как сегодня песня Димы Колдуна. Вологда с Минском вмиг породнились. Прошли годы. Резной заборчик палисадника обветшал. Правда, в честь его поставили памятный камень. Но кто теперь помнит песню восьмидесятых годов?.. 

Театр из Беларуси вологжане встретили как эхо далеких общих времен. На фестиваль «Голоса истории» приехала «Адвечная песня» — фолк-рок-опера по поэме Янки Купалы о беспрерывном, как колесо, пути Человека от рождения до смерти. Через Весну, Лето, Осень, Зиму. Круговорот человеческой жизни и природы. Актерская труппа его любит, потому что участвует в нем полностью, поет, танцует, озорничает, импровизирует, переживает и как-то по-особому ощущает, что «МЫ ВМЕСТЕ». 

Эти чувства цементируют спектакль и не позволяют ему ослабеть. Даже наоборот: со временем он становится лучше и дарит всем ощущение счастья. Правда, это не такой реликт, как «Павлинка» и «Нестерка». Здесь уникальные народные мотивы и обряды соединены с современной музыкой и современным стилем мышления. Беларусь прислала хорошую работу, но как оценят ее зрители другой страны? 

«Голоса истории» проходят вдали от столицы. Им уже 16 лет, и это своеобразный смотр искусства больших русских городов. Его финансируют и помогают организовать Минкульт, Союз театральных деятелей, Федеральное агентство по культуре, правительство Вологодского региона. Спектакли идут не только в помещениях, но и среди памятников истории и архитектуры на открытом воздухе. Восстанавливаются уже подзабытые традиции площадного театра, приближенного к зрителю. Нам достался Консисторский двор Кремля. Это кирпичная стена, башни, купола церквей и открытое небо. К началу спектакля, в десятом часу вечера, было еще светло: белые ночи. 

Молодые актеры нашего театра, привыкшие к чудесам современной звуко-световой аппаратуры и определенному комфорту, неожиданно для себя почувствовали особенности древних времен, например шекспировских, полностью зависящих от капризов погоды. И природа себя показала во всей красе. 

Днем во время репетиции лил дождь, гремела гроза. Артисты вымокли. Ноги хлюпали и чавкали на особом покрытии деревянной сцены. Она прогибалась и скрежетала от топота. Дождь пробивал целлофановый навес над электроаппаратурой. Микрофоны прятали на груди под куртками. Что же будет поздним вечером? Исполнитель главной роли Игорь Сигов подходит к режиссеру Сергею Ковальчику: 

— А если так вечером? 

— Будем играть. 

Сомнений не было. Дождь утих перед началом спектакля. Артисты поползли по сцене, подсушивая пол заранее припасенными простынями. Переодевались и гримировались в тесных вагончиках. А зритель уже ломился во дворик, устилая мокрые сиденья непромокаемыми пакетами, знакомился с либретто. 

Спектакль играется на белорусском. Поэма Купалы фактически здесь никому не знакома. А тут еще и переложение в новый жанр фолк-рок-оперы. Как потом выяснилось, нас поняли без особого труда. Все национальное восприняли как фолк. Сюжет с рождением, юностью, зрелостью, любовью и смертью – как рок. А музыкальные темы были очень созвучны сегодняшним настроениям. 

Им зрители даже подпевали в финале. Белорусский спектакль наполнен чувством человеческого достоинства. 

«Адвечная песня» завершается величественным гимном Человеку. В Вологде в этот момент с кремлевских стен спорхнули и полетели в небо птицы, а на башне начался колокольный звон. Народ и природа нас поняли: мы привезли истинные голоса истории. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter