Адреналиновый форсаж

Нелегальные гонщики: процесс перевоспитания
Нелегальные гонщики: процесс перевоспитания

Зародившиеся еще в первой половине прошлого века в самой автомобилизированной стране мира — США — уличные гонки (стритрейсинг) стали элементом и нашей субкультуры. Почему «суб»? Очень просто. По сути своей соревнования фанатов скорости нелегальны. Собственно, есть и другое название этих состязаний — «Outlaw Races» («гонки вне закона»). Но его стараются употреблять реже. Чем запретнее плод, тем слаще. Потому усилиями мастеров «фабрики грез» эпизоды уличных гонок кладутся в основу фильмов либо становятся украшениями эпизодов. Покопавшись в памяти, легко назвать десяток картин, где плохие ребята собираются по ночам и при свете горящих бочек с мазутом «рубятся» на скорость.

Когда ночные гонки пришли на наши улицы, наиболее активно стали говорить о двух аспектах. Во–первых, что это действо сугубо подпольное, организаторы чуть ли не прячутся ото всех. Доля правды в этом, конечно, есть. Считалось также, будто стритрейсинг — забава исключительно для новоявленных нуворишей. Потому как участвуют в состязаниях якобы исключительно «крутые тачки». Так ли все на самом деле? Ответы на сии вопросы я искал во время соревнований по драгрейсингу, которые недавно проводились на взлетной полосе ныне не действующего (а совсем недавно одного из самых крупных в Европе) быховского военного аэродрома.

Выходящие из подполья

Самый популярный вид транспорта в Быхове — велосипеды. Местные жители раскатывают на этом экологически чистом виде транспорта даже зимой — в лютые морозы и по гололеду. Правда, в последнее время велосипедам на быховских улицах все чаще приходится тесниться под нажимом иномарок. Все потому, что (пусть пока и полуофициально) Быхов стал своеобразной столицей уличных гонщиков: на взлетно–посадочной полосе аэродрома уже второй год подряд проводятся соревнования по драгрейсингу — разновидности уличных гонок. Подчеркну: состязания эти абсолютно легальны — проходят под эгидой Белорусской автомобильной федерации. Наверное, потому и собирают такое большое количество участников и зрителей. В последний раз в заездах участвовало около 60 машин. Посмотреть же на непривычное для большинства жителей страны зрелище собралось более 10 тысяч человек.

— Только не надо думать, будто мы пропагандируем незаконный спорт, — говорит руководитель комитета по драгрейсингу Белорусской автомобильной федерации Дмитрий Кожуро. — Наоборот, наша задача — подпольные соревнования превратить в легальные. Как это уже произошло во многих странах. К примеру, в России и Украине несколько лет подряд проводятся чемпионаты по драгрейсингу. В результате любители скорости приобщаются к официальному спорту вместо того, чтобы гонять ночами. Законность состязаний позволила участвовать в них и тем, кто любит скорость, но из–за нежелания вступать в конфликт с ГАИ не вливался в ряды стритрейсеров.

Всадники без головы?

Настраиваясь на беседы с гонщиками–любителями, ожидал увидеть этаких «обезбашенных» молодчиков, для которых главное — упереть педаль газа в пол и мчаться — дальше хоть трава не расти. Но на поверку стритрейсеры оказались вполне вменяемыми людьми: с хорошей работой, семьями и нормальной психикой. Не спорю, хватает задора и излишней горячности. Зато и в помине нет неких противозаконных принципов. Участниками движет желание в очной схватке выяснить, кто круче и быстрее. Какая–то материальная заинтересованность отсутствует. А вот убытки предполагаются как бы сами собой: порванное сцепление или рассыпавшаяся коробка передач — в порядке вещей. В общем, нет ничего, кроме амбиций. Да желания, на короткой дистанции выжав из машины все, что возможно, ощутить почти животный дух соперничества и получить порцию адреналина. Но что в этом плохого? Ровным счетом ничего. Тем более есть надежда, что, набравшись острых ощущений на специально выделенной трассе, гонщики уже не будут «самоутверждаться» на обычной дороге.

Главбух

Если бы шовинисты из числа мужчин–автолюбителей увидели, как виртуозно управляется со своей ярко–желтой «Хондой» замглавбуха одной крупной минской компании Юлия Зятина, они бы тотчас перестали сравнивать женщину за рулем автомобиля с одной из обитательниц джунглей, держащей взрывоопасный предмет. Впрочем, это из разряда предположений. Факты же таковы: Юля больна скоростью. И готова мчаться на своем автомобильчике куда угодно: хоть на работу, хоть на очередные соревнования — главное, чтобы ветер в лицо и адреналин в кровь. Рядом с Зятиной — всегда пятилетняя дочурка Иляна. Малышка пока лишь сопровождает маму в поездках и болеет за нее во время заездов. Но как только девочке исполнится 6 лет, она пойдет заниматься картингом. У Иляны, стоит лишь заговорить о машинах, глаза загораются.

Нет предела совершенству. Техническому

Стритрейсерами движет одно стремление: победить. Но на серийном автомобиле (если, конечно, это не «Феррари» или «Порше», изначально «заточенные» под скорость) осуществить желание практически невозможно. Вот и дорабатывают гонщики автомобили — кто во что горазд. Из машин, выставленных на стартовой площадке, поначалу больше всего внимание зрителей привлек «Фольксваген–Гольф 2». Увидь этот переделанный агрегат владельцы известного концерна, их бы точно кондрашка хватила. Под капотом мотора не было. Зато там, где когда–то находились задние сиденья и багажник, вольготно расположился 360–сильный движок от «Ауди S–2». Какую максимальную скорость развивает данный «болид», владелец сказать затруднился. Лишь поведал, что до 160 километров в час машина разгоняется за 7 секунд. Это был явный фаворит состязаний. Но вырваться в лидеры «Гольфу» так и не удалось: в четвертом заезде у него вышла из строя коробка переключения передач.

Ажиотаж вызвало появление среди «навороченных» иномарок обвешанной спойлерами «копейки». Борисовчанин Дмитрий Петров умудрился приспособить к творению отечественного автопрома собственноручно модернизированный двигатель от БМВ.

Скорости все возрасты покорны

Обстановка во время фестиваля скорости была крайне дружелюбной. Стоило лишь остановиться у привлекшей внимание машины и восхищенно поцокать языком, как сосед моментально вступал в беседу и начинал обсуждать достоинства и недостатки автомобиля. Именно таким образом я и познакомился с 64–летним Михаилом Михайловичем Нагула из Гродно. Сам он в соревнованиях не участвовал — приехал болеть за сына, вместе с которым, чуть только прослышав про очередные соревнования уличных гонщиков, моментально пускается в дорогу.

Не успеваю опомниться от беседы с пожилым «гонщиком», как из остановившегося неподалеку «Доджа» гордо выносит себя импозантная бабуля. Это Галина Филимоновна Дашкевич из Гомеля вместе с внуками приехала посмотреть на соревнования. Говорит, что болеть будет за лучших...

Закон есть закон...

Все, с кем довелось беседовать в Быхове, отзывались о легальных соревнованиях по драгрейсингу исключительно в превосходной степени. Мол, интересно это. Да и позволяет фанатам скорости использовать бушующую в их сердцах энергию в мирных целях. Заместитель начальника ГАИ УВД Могилевского облисполкома Геннадий Шмаенков исключением поначалу не был. Руководствуясь интересами службы, говорил о том, что во время таких состязаний сотрудникам ДПС проще находить общий язык с потенциальными нарушителями. Вместе с тем Геннадий Михайлович не склонен вот так, сразу, обеими руками голосовать за драгрейсинг — пусть и официальный.

— Новыми Правилами дорожного движения, — делает оговорку Шмаенков, — запрещено собственноручное внесение изменений в конструкцию транспортного средства — будь то доработка двигателя или навешивание спойлера. Такие «модернизированные» машины не могут пройти техосмотр. Значит, вообще не должны появляться на наших дорогах. Как в таком случае разрешить противоречие и позволить стритрейсерам гонять на законных основаниях? Как мне кажется, выход в этой ситуации единственный: пусть любители делают какие угодно доработки. Но привозят свои машины к месту соревнований на прицепах. Тогда и они сами будут довольны, и у нас к гонщикам претензий не будет.

Приманка для туристов

Есть в стритрейсинге и еще одна составляющая — экономическая. Ведь несколько дней в году население Быхова увеличивается примерно в два раза — за счет приезжих болельщиков. От этого в колоссальном выигрыше местная торговля — за несколько часов работы можно выполнить как минимум месячный план товарооборота. Да и в местный бюджет, по словам председателя Быховского райисполкома Валерия Шкапцова, кое–какая копейка падает. Но все это мелочи по сравнению с тем, если бы в Быхове под приезжающих на соревнования развивалась туристическая инфраструктура — тогда действительно можно было бы не только пополнить районную казну, но и вдохнуть жизнь в уже почти окончательно захиревший аэродром.

...Стритрейсинг потихонечку вышел из–под покрова ночи. Однако ночные гонки, как мне кажется, не стоит идеализировать, придавая им излишне романтический ореол. Но в то же время вряд ли есть смысл мешать легальному развитию уже ставшего массовым движения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter