Административный зуд надо умерить

После радикального сокращения лицензий бизнес перевел дух...

После радикального сокращения лицензий бизнес перевел дух. Этого послабления ждали многие. Но прошло время, и в беседах с предпринимателями я вновь почувствовала настороженность. Ведомства выдержали паузу и на смену одним процедурам стали изобретать новые. Аттестации, сертификации, реестры... Фактически — кальки лицензирования. Вот пример: лицензия для аудиторов упразднена, но появилась государственная аккредитация в Минфине. Фактически на тех же условиях. Туристическая отрасль, строительство и розничная торговля в тревожном ожидании системы реестров...


Наиболее остро стоит вопрос в розничной торговле. Это понятно — больше половины бизнеса работает именно там. Да и сама сфера практически полностью состоит из частных предприятий. Поначалу с отменой лицензирования вздохнули свободно. Но такие требования, как режим работы и ассортиментный перечень, остались. Теперь это превращается на местах в главные рычаги. Виктор Маргелов, сопредседатель союза юрлиц Республиканской конфедерации предпринимательства, рассказал, как сам на днях столкнулся с примером «регулирования»: «Приходит в магазин в Могилевской области некий чиновник и задает вопрос: почему на прилавке брестская водка? Объяснение, что и ликеро–водочная продукция Могилевской области представлена в полном объеме, его не устроило. Да, сегодня лицензию он отнять не может, но прислать санстанцию обещал».


То, что Минторг был не в восторге от отмены лицензий в рознице, там не скрывали. Вернуть все на круги своя пытаются созданием торгового реестра. В бизнес–союзах отмечают, что по жесткости регулирования он не уступает лицензированию: чтобы попасть в реестр, нужен пакет документов, есть система штрафных санкций, два нарушения — исключение. «Свод правил в торговле — это очень увесистая книга, — говорит Виктор Маргелов. — Да и не будем забывать, что у нас есть целая армия покупателей–экстремистов, которые наживаются именно на том, что выискивают недостатки в работе магазинов».


На самом деле происходит простая подмена понятий. Реестры — это то, что существует во всем мире. И это то, что нужно нам. Но, уверена, совершенно не в том виде, как предлагает Минторг или Минстройархитектуры. Реестр — это информационная база данных. Вход туда — автоматический, исключение — только после прекращения деятельности. Это возможность перед входом на рынок видеть его игроков, емкость, проанализировать, просчитать экономический эффект, целесообразность и так далее. Вот что необходимо и бизнесу, и инвесторам, да и госпредприятиям. Думается, этим и должны заниматься министерства.


Минстройархитектуры тоже инициирует создание реестра. Но, к слову, и наличие лицензирования не всегда означало, что право работы на рынке имеют только самые достойные. В строительстве, как мне рассказали в департаменте финансовых расследований госконтроля, действовало немало попросту лжепредпринимательских структур. Они якобы выполняли субподрядные работы. А проверки показали, что вообще не вели никакой деятельности. В штате числился один человек, но через счета такой фирмы проходили немалые деньги. При этом лицензия, как и другие разрешающие документы, была в наличии...


Роль государства неоспорима. Но вместо того чтобы созданием реестров и других барьеров усложнять жизнь предприятиям, необходимо сконцентрироваться на развитии. А пока получается, что некоторые чиновники себя видят только в роли контролеров. На этот счет в Послании Президента были расставлены предельно ясные акценты: «К сожалению, многие представители госструктур до сих пор не представляют жизни без того, чтобы тотально не регулировать и не контролировать всё и вся. Где нужно, где не нужно, фактически отвлекая людей от работы, заставляя плодить никому не нужные бумаги и создавать видимость кипучей деятельности... Поэтому от Правительства и губернаторов требую: умерьте «административный зуд» свой и своих чиновников». Что тут неясного?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter