Для чего Казахстан вносит изменения в Конституцию

Адекватный ответ на запрос общества

Конституционная реформа в нашей стране по-прежнему остается одним из главных факторов, влияющих на постсоветское пространство. И начало боевых действий в Украине не уменьшило значение республиканского референдума 27 февраля. Наоборот, Беларусь продемонстрировала способность разрешать самые сложные политические проблемы цивилизованным путем. Наша модель остается привлекательной для многих государств.

Экзамен для власти

Сейчас процесс политической трансформации оказался востребованным в разных регионах мира. В данном контексте ключевым событием этого года станет ХХ съезд Компартии Китая, который пройдет осенью. Сегодня же все большее внимание привлекает назначенный на 5 июня конституционный референдум в Казахстане. Фактически он призван завершить политический кризис, пиком которого стали кровавые январские события. Тогда оперативное вмешательство миротворческих сил ОДКБ позволило остановить хаос и предотвратить еще большую трагедию. Но уже в те дни было ясно, что разрешение внутренних проблем и противоречий, устранение возможности внешнего влияния зависит целиком от политической воли руководства государства и консолидации всего казахстанского общества.

Обсуждались различные пути выхода. Среди них назывались и всеобщие внеочередные выборы, и созыв в расширенном составе Ассамблеи народов Казахстана — аналога нашего Всебелорусского народного собрания. В итоге ­президент Касым-Жомарт Токаев остановил свой выбор на проведении референдума.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что такое решение (в столь накаленной международной ситуации) в стране, недавно пережившей попытку осуществления «цветной революции», — мужественный и ответственный поступок. 
Референдум станет испытанием для всей политической системы Казахстана, проверкой прочности позиций самого Касым-Жомарта Токаева и его команды.
Не будем настаивать, но, возможно, на подобную решимость повлиял и успех белорусского референдума. Важно, что речь, как и у нас, идет не о принятии полностью нового Основного Закона, а о поправках к действующему. Хотя ситуация в Казахстане имеет свою, весьма колоритную специфику. За несколько последних месяцев там произошли существенные изменения. Бывший глава государства и создатель независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев утратил все свои полномочия. Фактически был демонтирован укреплявшийся годами институт елбасы, то есть лидера нации, стоявшего над всеми ветвями власти. Своих постов лишились многие члены «клана Назарбаева». В отношении некоторых ведется уголовное разбирательство.

Новая страница государственности

Так что же меняют новые поправки? В самом Казахстане утверждают: очень многое. Популярен тезис о «второй республике», то есть существенном обновлении устоев государственности. Вообще, счет на республики относится к французской традиции, где после революции 1789 года и краха «старого режима» сменилось две империи, а сейчас функционирует Пятая республика, основанная генералом Шарлем де Голлем. Пример оказался заразительным. Что поделать, Франция — законодательница моды не только haute couture.
В Казахстане республика остается президентской. А в остальном наблюдается уход от той модели государственности, которая была создана ранее. 
По словам Касым-Жомарта Токаева, конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели, значительно усилит представительную ветвь власти, укрепит систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов.

— Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу. Создание Конституционного суда, закрепление статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни — все эти шаги направлены на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан, — добавил Касым-Жомарт Токаев.

В казахстанском обществе развернулась жаркая дискуссия по поводу статуса и гарантий бывшего главы государства и членов его семьи. Минюст Казахстана поставил точку в этих спорах: «Проект поправок в Конституцию не предполагает предоставления новых гарантий Первому ­Президенту Республики Казахстан и его семье. Напротив, проект закона о внесении изменений в Конституцию предлагает исключить все нормы касательно статуса Первого ­Президента». Бывший глава государства получит те правовые гарантии, которые приняты в мировой практике.

Есть и другие любопытные изменения. Например, президентом может быть избран гражданин Казахстана по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в стране последние 15 лет и имеющий высшее образование. Можно предположить, что эта поправка принята для того, чтобы казахстанские «беглые», которые многие годы находятся за границей, не могли баллотироваться.
Вряд ли можно говорить, что в Казахстане дублируют белорусскую модель. Да это и не нужно. Эта страна идет своим путем. А мы в Беларуси заинтересованы в сильном и дружественном Казахстане. 
Хочется верить, что референдум завершит сложный период в истории страны, откроет новую страницу государственности, позволит политическому руководству проводить более уверенную и последовательную линию на международной арене в духе наших союзнических обязательств.

Что меняется в Конституции Казахстана

Всего в Основной Закон планируют внести 56 поправок к 33 статьям.

Цель конституционной реформы — переход от так называемой суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством. Основной упор делается на трансформацию политической системы страны, на обновление всей экономической, социальной и культурной жизни общества.

ФАКТ

Референдум как форма прямой демократии до сих пор была не очень свойственна Казахстану. В отличие, например, от Беларуси, где за 31 год независимости состоялось четыре референдума. В Казахстане референдумы проводились только в 1995 году. Да, именно так — во множественном числе. В тот год состоялось аж два плебисцита: 29 апреля — по продлению срока президентских полномочий Нурсултана Назарбаева, а 30 августа — по принятию новой Конституции. Тогда в республике был также острый политический кризис, как и на всем постсоветском пространстве. Итоги голосования и безоговорочная победа Назарбаева обеспечили Казахстану четверть века мира, стабильности и успешного развития.

Главные новации:

♦ Закрепление за народом права собственности на землю, полезные ископаемые, природные ресурсы.

♦ Ряд полномочий ­президента передается парламенту, правительству и местным органам власти.

♦ Усиливается роль мажилиса (нижней палаты парламента) в законодательном процессе. В нем теперь вместо 107 депутатов будет 98, но избираемых по смешанной избирательной системе (партийные списки и одномандатные округа).

♦ В политическую систему возвращается Конституционный суд, который заменит Конституционный совет. Вводится запрет смертной казни.

♦ ­Президент не сможет отменять или приос­танавливать решения акимов (руководителей) областей, городов республиканского значения и столицы.

♦ Вместо Счетного комитета создается Высшая аудиторская палата. Ее председатель два раза в год обязан отчитываться перед мажилисом об исполнении республиканского бюджета.

♦ Депутатский корпус наделяется дополнительными полномочиями по контролю за деятельностью правительства.

♦ ­Президент не сможет состоять в политической партии, а его близкие родственники не вправе занимать высокие политические должности.

♦ Меняется порядок формирования сената. Вместо 15 сенаторов глава государства будет назначать 10, причем половину — по рекомендации Ассамблеи народов Казахстана.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter