Спектаклем-событием стала постановка бобруйского театра о сантехнике Гене

Абсолютно счастливый сантехник

Где пьесы о современности? О жизни сегодняшних белорусов?  Не пишут? Или жизнь эта неинтересная?

И пишут. И люди наши умные, талантливые, неповторимые. Да только мешает одна закавыка…

Часть современных пьес молодого поколения наших соотечественников приходит на белорусскую сцену через Россию. Нет пророков в своем отечестве и мало смелых деятелей театра, готовых рискнуть.


Сцена из спектакля «Лондон»

За последние несколько лет лед тронулся. Благодаря РТБД, Центру белорусской драматургии и Центру экспериментальной режиссуры стали появляться спектакли-события. Они возникают без пиар-кампании, без присутствия именитых артистов и практически без денег. Назову некоторые: «Мабыць», «Участковые», «Иллюзии», «Patris», «Опиум», «Игра без правил», «Лондон». Последнюю постановку привез из Бобруйска Могилевский областной театр драмы и комедии имени В. Дунина-Марцинкевича. «Памяркоўны» РТБД охотно предоставил свою площадку.

Дело было так. Скромный никому не известный автор Максим Досько написал пьесу, которая в 2015 году была удостоена Гран-при российской театральной премии «Золотая маска». Пьеса-монолог сантехника Гены. Как и все сантехники, имеющие дело с отходами человеческой деятельности, Гена может в своем рассказе выразиться на простенькой ненормативной лексике. Слегка, не задумываясь, между делом. Но главное не в этом.

Герой пьесы Гена — человек уникальный. Далеко не престижная профессия. До места работы надо долго добираться. Разведен. Имеет сына. Крепко выпивал с горя. По глупости недолго посидел в тюрьме. Там, чтобы умелые руки занять, научился соломоплетению. Редкое хобби принесло похвалы и дошло до какого-то престижного конкурса в туманном Альбионе. Гену позвали в Лондон с его соломенной композицией, неожиданно дали Гран-при. Пять дней, не веря чудесам, Гена промаялся в британской столице, наблюдая их жизнь, и заскучал по дому. Вернулся в свое маленькое Озерцо счастливым, наверное, потому что там он востребован, там ценят его умелые руки и жизнь вполне понятная, хотя без излишеств.


Сцена из спектакля «Лондон»

Есть стереотип — подсмеиваться над такими «простыми советскими людьми». Сколько ядовитых стрел в свое время было запущено в произведения «Премия», «Сталевары», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми». Авторы писали их искренне, веря и видя, что так в жизни бывает. Случается, только без романтического ореола. По наивной детской вере.

Почему доярка встает в пять утра и спешит в коровник покормить своих подопечных? Почему сельский почтальон с тяжелой сумкой на плече в любую погоду идет от деревни к деревне?.. Что, только из-за денег? Какой там заработок! Невысокий. И все-таки люди эти не считают себя убогими или несчастными. Никаких стенаний по поводу того, что ты не реализовался. У них своя жизнь, скромная. И отсутствие завышенных самооценок. Не всегда тортики. По будням черный хлеб.

Как в спектакле «Лондон» бобруйского театра, их спасают юмор, самоирония, простота запросов. В нем много завлекательного. Все это сочинила приехавшая из Минска режиссер-постановщик Елена Силутина. Она же и оформила спектакль как художник и музыкант. А держится он на интеллекте и неординарной индивидуальности исполнителя роли Гены — на Александре Косинском. Ему подобрали группу поддержки из четырех молодых артистов. Они и работяги, и туристы, и пассажиры.

В таком материале очень важны искренность и вера в то, что ты говоришь. Начнешь играть или что-то изображать — возникнет фальшь. Косинский идеально подошел для задуманного автором рассказа. Он просто понял Гену, принял его жизнь как данность и постарался в ней преуспеть. Как мог. Как сумел. И поэтому счастлив. Исполнитель не соблазнился возможностью расцветить рассказ красками и комментариями. Он просто окунулся в жизнь тысяч людей, которые без криков и пафоса честно делают свое нехитрое дело, достигают в нем совершенства, гордятся похвалой, ищут пути, как при малых вложениях добиться отличного результата. Так было всегда, так есть и так будет.

Театр имени В. Дунина-Марцинкевича давно не удивлял своими достижениями театральную общественность. И вот случился прорыв. Восстановили фестиваль белорусской драматургии. Устроили читки новых пьес. Задумали методом живых интервью сочинить текст и спектакль о своем родном городе. Стали активно сотрудничать с молодежью. Рискнули. Не прогадали. «Лондон» заканчивается весело. Под попсовую песенку Александра Солодухи «Калина, калина — такие дела» артисты заводят зрительный зал, и он поет вместе с ними. Подпевая, мы охотно подтверждаем свой уровень. И незачем прикидываться, что Гена нам не товарищ. Суть не в песне. Суть в единении и взаимопонимании людей, которые на любом скромном месте могут чувствовать себя востребованными и значительными, как наш сантехник.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter