Аборт, еще аборт?

Лишь четырем школьницам из десяти не нужна помощь гинеколога
Лишь четырем школьницам из десяти не нужна помощь гинеколога

Россияне в ужасе: девушек, способных забеременеть без проблем, почти не осталось. Всего 6 процентов старшеклассниц врачи признают абсолютно здоровыми, у остальных проблемы настолько серьезны, что через 5 — 7 лет, когда придет время рожать, никакие выплаты и пособия не заставят их это сделать. Они просто не смогут. По мнению главного внештатного подросткового гинеколога Минска Оксаны Кудиной, пусть и не так остро, но этот вопрос стоит во всем мире. И особенно в странах СНГ. Общая численность населения тает, а доля девочек–подростков, которым здоровье позволит повернуть демографические процессы вспять, в национальном «репродуктивном резерве» минимальна. Почему?

— Сразу оговорюсь: на состояние репродуктивного здоровья влияет множество факторов, одно перечисление которых займет газетную полосу. Современные дети быстрее взрослеют и быстрее черпают информацию извне, не всегда только полезную. В результате по сексуальной информированности наши подростки как минимум на пятилетку опережают поколение 50 — 60–х годов прошлого века. Ведь если их бабушки и дедушки вступали в интимную жизнь в среднем в 19 — 20 лет, то их внуки — в 14 — 16. С одной стороны, общество само спровоцировало эту проблему доступностью информации, сексуальной раскрепощенностью постперестроечной эпохи. Но раз уж это случилось, не надо прятать голову в песок. Нужно учить молодежь правильным и безопасным сексуальным отношениям, учить уважать и любить партнера, учить грамотной контрацепции. А с другой стороны, я часто слышу в прессе, в передачах по радио и телевидению посыл: все в жизни можно предупредить и очень редко — мысль о том, что нужно беречь себя для первой настоящей любви.

Кстати

Среднестатистическая москвичка начинает половую жизнь в 14,6 года, причем каждая вторая в самую первую ночь любви не предпринимает никаких мер, чтобы защититься от половых инфекций, ВИЧ и нежелательной беременности. В Санкт–Петербурге у 68% опрошенных первый половой контакт произошел либо под влиянием алкоголя или наркотиков, либо в результате насилия. Такая ранняя сексуальность, с точки зрения сексологов и психологов, — следствие одиночества и дома, и в школе.

— Оксана Леонидовна, если сегодня все подростки такие информированные, помогает ли им это избежать опасностей «взрослой» жизни — инфекций и абортов?

— Что касается инфекций, передающихся половым путем (гонореи, трихомониаза, хламидиоза, уреаплазмоза, генитального герпеса, папилломавирусного поражения гениталий), то, к сожалению, их распространенность в подростковой среде растет. Беда в том, что иногда они протекают скрыто, а «бьют» по репродуктивной системе уже в зрелом возрасте. А вот по абортам, к счастью, с 2002 года есть положительная динамика и по Минску, и по стране в целом. В среднем сегодня в Беларуси из 1.000 девушек до 19 лет беременность прерывают 16 и лишь три до 18 лет из 1.000 — по Минску. Случаи абортов до 15 лет вообще единичны. Этот хороший европейский показатель — результат слаженной работы многих звеньев и структур. Как известно, даже у взрослых женщин более 50 процентов прерываний беременности заканчиваются осложнениями, что уж говорить о подростках! Кстати, для них во многих клиниках действует специальная программа по психологической и медицинской реабилитации после абортов.

— Какие же тогда главные проблемы у белорусских девушек–подростков?

— До 60 процентов из них имеют гинекологические заболевания, причем у девочек, живущих половой жизнью, мы диагностируем их гораздо чаще. Если исключить осложнения от абортов, родов и венерических заболеваний, то корни всех остальных бед можно проследить с детства. И что же мы видим? В 85 процентах случаев главной проблемой девочек до 14 лет являются воспалительные заболевания половых органов. Затем, после 16, на первый план выходят маточные кровотечения, нарушения цикла и отсутствие месячных.

Кстати

Как показали исследования в России, ви
новником маточного кровотечения у 97 процентов девочек является стресс. В школе или дома. Причем сами девочки стресс даже не замечают, для них это обычная жизнь.

— Что интересно, если в 80 — 90 годах XX века гинекологи говорили о более раннем начале менструальной функции — в 11 лет, то сейчас этот возраст сдвигается к 14,5 года. Конечно, все индивидуально. Но свою роль играют и особенности питания, режима дня. Девочки, склонные к полноте, ведущие малоподвижный образ жизни, спящие «в компании включенного телевизора», обычно в половом смысле развиваются раньше — это установленный наукой факт. Маловесные, плохо и неправильно питающиеся дети, мало бывающие на воздухе — напротив, созревают позже. Но в целом школьница, у которой взросление и становление репродуктивной функции протекает нормально, — скорее, исключение, чем правило. Ведь доходит до того, что девушки впервые обращаются к гинекологу в 18 лет с жалобами на отсутствие месячных. А при обследовании мы обнаруживаем врожденный порок развития, отсутствие половых органов, генетические нарушения. Кроме того, нередко выявляем и заболевания других систем, эндокринные сбои. Скажу проще — любое неблагополучие в девичьем организме отражается на менструальной функции.

Кстати

По словам руководителя отделения гинекологии детского и юношеского возраста Национального центра акушерства, гинекологии и педиатрии, профессора Елены Уваровой, можно уже говорить о «профзаболеваниях» среди девочек–спортсменок. У балерин — это аменорея на фоне строгой диеты при повышенных физических нагрузках. У спортсменок — нарушения цикла (чтобы «критические дни» не совпали с соревнованиями, девушкам в специальный витаминный комплекс добавляют гормональные препараты, отодвигающие месячные). У гимнасток — недоразвитие матки из–за частых ударов по нижним отделам живота при упражнениях на брусьях и перекладине. У фигуристок — инфекции, передаваемые половым путем, воспаления половых органов.

— Какие модные поветрия наиболее вредны будущей маме?

— Мода на худобу. Конечно, избыточная масса тела — это плохо, но и страстное желание похудеть — чрезвычайно опасно. Наши подростки стремятся к нереальным образам с глянцевых обложек. В результате мы сталкиваемся с искусственным дефицитом массы тела. А это в 90 случаях из 100 приводит к развитию нерегулярных месячных, вторичных аменорей, угасанию менструальной функции и к тяжелым психическим расстройствам. Работать с такими подростками очень сложно: они наотрез отказываются питаться нормально и уменьшить физическую нагрузку. В моей практике были случаи, когда даже длительное лечение совместно с психиатром так и не дало никакого результата. Некоторые мамы думают, будто нерегулярные менструации — это мелочь, что детский организм сам отстроится. Между тем это чревато нарушением процесса овуляции в яичниках, что, в свою очередь, может аукнуться различными осложнениями — от кровотечений до бесплодия в будущем. Кроме того, при дисфункции яичников, как правило, нарушается нормальный гормональный фон, а это уже фактор риска миомы матки, эндометриоза, мастопатии, злокачественных опухолей молочных желез.

Кстати

Выявить дефицит массы тела можно по такой формуле: от величины роста надо вычесть 114. Разность будет представлять минимальную величину веса. Например, у девочки с ростом 165 см минимальная масса тела может быть равной 51 кг.

— Чем может помочь дочке мама?

— Если говорить о самых младших, то, увы, некоторые мамы имеют самые смутные представления о гигиене девочек. Долго держат ребенка в памперсах, используют полусинтетическое белье, антибактериальное мыло, агрессивные антисептики, стирают вместе собственное белье и белье ребенка, пользуются одним «семейным» полотенцем. Все это недопустимо! Представьте: сегодня нам нередко приходится лечить девочек даже с термическими и химическими поражениями гениталий. На самом деле подмывать ребенка можно только проточной водой, а не в ванночке или тазу, только с детским мылом. Что касается девочек постарше, то прежде всего мамам надо преодолеть свой страх перед подростковым гинекологом. Лет десять назад единичные врачи занимались этой проблемой, а сейчас в каждом райцентре есть такой специалист, в Минске же их уже 11 — в каждом районе города. Хочу отметить, что подростковый гинеколог — врач, можно сказать, «штучный». Все прошли специальную подготовку и знают, как общаться с маленькими пациентами и их родственниками. Именно на профосмотрах мы часто и выявляем очень серьезные проблемы, вплоть до онкологических. Скажем, в Брестской области у трехлетней девочки обнаружили недавно злокачественное заболевание наружных половых органов. Поэтому мой главный совет: больше доверяйте врачу!

Пивной дефект

Алкоголь — еще один виновник гинекологических проблем. Сильно пьющие девушки впоследствии чаще других страдают бесплодием и невынашиванием беременности. Им грозят также преждевременные роды, мертворождение и рождение детей с врожденными дефектами. А зависимость у будущих мам формируется в рекордно сжатые сроки. 150 граммов водки или 1 литр пива даже раз в неделю к 18 годам каждую пятую приводят к алкоголизму.

На заметку мамам

Если к 15 — 15,5 года менструальная функция не началась, надо бить тревогу. От начала первой в жизни девочки менструации до ее регулярного появления обычно проходит от 3 до 18 месяцев. И совершенно не правы те врачи, которые рекомендуют ждать до совершеннолетия или, что еще хуже, до начала половой жизни или замужества.

В норме менструальный цикл формируется в течение 1 — 1,5 года и его длительность составляет от 21 до 35 дней. Выделения не должны быть обильными, очень болезненными или нарушать жизненный ритм ребенка. На первых порах месячные могут пропадать на 1,5 — 2 месяца, а то и на полгода. Обычно это происходит в летние каникулы, при смене места жительства, школы, после болезни, при тяжелых физических нагрузках или стрессах.

В жизни девочки есть несколько сроков, когда ее следует показать детскому гинекологу, даже если нет никаких жалоб. Во–первых, перед оформлением документов в детский сад. Во–вторых, перед поступлением в школу. И наконец, начиная с 15 лет — ежегодно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter