Народная газета

Абитуриенты получили рыночную оценку

Почему на заочную учебу нужно принимать профессионалов

Высокие конкурсы и проходные баллы, корректировка цифр набора в соответствии с требованиями экономики — все это особенности нынешней вступительной кампании. 

В  этом году проходной балл в вузы вырос. В БГУ на некоторые специальности скачок составил вплоть до 80 пунктов, в других высших учебных заведениях — от 20 до 50 пунктов. Это положительная тенденция, говорит председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, депутат Парламента Игорь Марзалюк:

— Принимая на учебу молодых людей с недостаточной базой знаний, мы рискуем получить на выходе низкоквалифицированных работников. А в том случае, если студент не успевает по программе (а с низким уровнем предварительной подготовки этого следует ожидать) и вылетает из вуза, это означает, что страна потеряла специалиста. Но не этого, а другого — умного, место которого в свое время и занял “тихий троечник”. Первое, что нужно понять в сложившейся обстановке, когда нам нужны действительно высокообразованные, грамотные выпускники вузов, которые должны двигать вперед экономику, мы не имеем права давать возможность учиться кому попало — только лучшим. Особенно если речь идет о бюджетных местах, которые оплачиваются государством. И изменения нынешнего года вселяют сдержанный оптимизм и дают надежду на будущее.


Новость о том, что первокурсников в стране в этом году станет меньше, Министерство образования анонсировало еще в апреле. Планировалось, что сокращение в первую очередь коснется специальностей экономического блока (рынок труда не резиновый), что и произошло. На 1,6 тысячи меньше стало платников, а бюджетников — на 400 человек. Всего в вузы набрали 53,5 тысячи первокурсников. По сравнению с прошлым годом их число снижено на 2 тысячи человек.

— То, что проведен анализ рынка труда и сокращен набор, несомненно, радует, — комментирует Игорь Марзалюк. — Это дает возможность подкорректировать ситуацию не только с трудоустройством, но, что еще более важно, разобраться с качеством образования. Не секрет, что в последнее десятилетие появились так называемые модные профессии (например, к ним относятся юристы). Почему-то у молодых людей считается престижным получить именно такой диплом. Учитывая повышенный спрос, некоторые вузы открывают новые специальности, зачастую трезво не рассчитывая свои возможности — то есть не имея ни соответствующих качественных программ обучения, ни сильных преподавателей. В результате учеба идет исключительно по верхам, а на рабочем месте оказывается дипломированный юрист, который, смешно сказать, не знает основ законодательства. 

Мониторинг востребованных специальностей и корректировку цифр приема нужно ввести в ежегодную практику подготовки к вступительной кампании, уверен депутат. И участвовать в этой работе должны не только сами вузы, но также представители Министерства образования и Министерства экономики. Тем не менее контроль этой сферы предусматривает не только сокращение, но и периодическое введение новых направлений: 

— Например, появляется перспективная отрасль — ядерная энергетика. Значит, вузы должны быстро сориентироваться и начинать готовить специалистов. Но готовить их качественно. На недавней встрече с министром образования ректоры ведущих вузов предложили принимать на заочное отделение (как на бюджет, так и на платное) только при наличии трудового стажа либо работающих по специальности выпускников учреждений профтехобразования и колледжей. Это абсолютно правильное решение, которое я целиком и полностью поддерживаю. Начнем с того, что сама система заочного образования ущербна в том случае, если у студента нет соответствующего профильного образования. Но при его наличии вы имеете полное право повысить свою квалификацию. В противном случае это пустая трата времени не только студента, но (что еще более важно) профессорско-преподавательского состава. 

bebenina@sb.by

Версия для печати
НИКОЛАЙ, пенсионный, Преподаватель
В жизни учился и очно,  и заочно,  и вечерне. Барьеры учёбе не по специальности без отрыва от основной работы - контрпродуктивны. Они  формируют закостеневшую систему занятости. В такой системе нет места Эйнштейну, Тесле, формированию новых видов науки и профессиональной деятельности. Появление Б. Гейтсов не возможно - это инструмент создания эволюционного тупика.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?