Абитуриенты пока выжидают...

Сегодня даже на самые престижные специальности в вузы подано минимум заявлений. Но на днях, несомненно, начнется ажиотаж...
Сегодня даже на самые престижные специальности в вузы подано минимум заявлений. Но на днях, несомненно, начнется ажиотаж...

Уже неделю идет прием документов в вузы, но абитуриенты не торопятся. На самые престижные специальности конкурс едва превышает 1,5 человека на место. Скажем, в БГЭУ желающих учиться на бюджетном отделении факультета права и в высшей школе туризма — 1,6 человека на место. На остальные специальности еще и конкурса нет. На механико–математический факультет в БНТУ, например, подали заявления всего 8 абитуриентов, на инженерно–педагогический — и вовсе 5. Больше одного претендента на студенческий билет пока лишь на военно–технический, архитектурный и факультет менеджмента, маркетинга и предпринимательства.

— Абитуриенты терпеливо ждут последнего дня, когда вырисуется более или менее реальный конкурс, чтобы подать документы наверняка и не прогадать, — комментирует ситуацию ответственный секретарь приемной комиссии БНТУ Владимир Якимович. — Судя по прошлому году, сумма баллов сертификатов и аттестата 200 — 300, я бы сказал, критическая: хватит или не хватит, чтобы поступить? За 2 дня до окончания приема документов ситуация меняется очень быстро, ребята начинают бегать по факультетам, перекидывая документы с одного на другой... Но — от перемены мест сумма, как известно, не меняется. Поэтому я бы посоветовал профессию выбирать по душе, а не по конкурсу.

Пока же подведены итоги централизованного тестирования. Ребята напряженно следят за конкурсом на выбранные ими специальности. Не исключено, проходной балл нынче будет пониже, ведь около 50 процентов абитуриентов, скажем, на тестировании по математике набрали 24 балла и меньше, половина испытуемых тест по русскому языку сдали на 33 балла и ниже, результаты по белорусскому языку, химии и того хуже — многие набрали меньше 30.

— Тестирование должно распределить абитуриентов так, чтобы вузы могли отобрать лучших, — считает директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. — И оно справляется с этой задачей. Не важно, набрали большинство абитуриентов 30 баллов или 40, студентами все равно станут ровно 74,4 тысячи человек, из них 31 тысяча поступит на бюджетное обучение. Если же упростить задания, количество высоких баллов резко возрастет, и вузы просто не смогут отобрать лучших из лучших, придется проводить дополнительный конкурс.

К тому же, по мнению Николая Феськова, тесты в этом году не сложнее, чем в прошлом.

— Продемонстрированный общий уровень знаний объясняется тем, что в этом году в ЦТ участвовали и те, кто поступает в ссузы, на вечерние и заочные отделения вузов. Выпускники школ и лицеев получили достаточно много высоких оценок — и средний балл у них не 30, а 40 — 50.

Многие сетовали, что 4 задачи по математике вообще никто не решил. Но при этом 11 человек набрали 100 баллов, значит, невыполнимых заданий нет.

— В нынешнем году было буквально 3 апелляции, — отмечает председатель госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний Анатолий Рубинов. — Хотя, признаться, удивляюсь и этим трем. Ведь жаловаться на компьютер бессмысленно.

В РИКЗ внимательно отнеслись ко всем жалобам, в том числе и на довольно странные вопросы в тестах, например, сколько зубов у ежика или сколько было жен у Франциска Скорины. Мать одного из абитуриентов возмущалась: на тестировании по английскому языку спрашивали, относится ли лама к семейству верблюдов!

— Начинаем проверять — нет таких вопросов, — разводит руками Николай Феськов. — Нужно просто внимательно читать задание...

По словам министра образования Александра Радькова, утечки информации не было. Правда, нашелся–таки доверчивый абитуриент, который, как сам признался, заполнил бланк согласно купленным у «проверенного источника» ответам на тесты, а в итоге получил неудовлетворительную оценку... Поймали и пару ловкачей, которые пришли сдавать тесты под чужими фамилиями. Тем не менее нынче из аудитории удалили всего 66 абитуриентов — в 2 раза меньше, чем год назад. Похоже, выпускники решили не рисковать единственным шансом стать студентом. Это разумно.

Кстати

Председатель государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний Анатолий Рубинов предложил ввести плату за участие в ЦТ в размере 20 — 25 тысяч рублей. На его взгляд, это дисциплинирует абитуриентов. Ведь нынче почти каждый десятый поступающий не явился на тестирование. Только на резервное испытание, попасть на которое можно было с большим трудом, не пришло 148 человек!

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter