Абитуриентам подложат изюминки

Задания нынешнего, третьего и заключительного, этапа репетиционного тестирования составлены по спецификации 2007 года. Как и в прежние годы, Республиканский институт контроля знаний готовит абитуриентам неожиданности. — Будет ли централизованное тестирование-2007 отличаться от ЦТ-2006 по структуре заданий, уровню их сложности, количеству вопросов и продолжительности процедуры? — без обиняков спросила “НГ” у директора РИКЗ Николая ФЕСЬКОВА.

— Кардинальных изменений не будет: правила приема в высшие учебные заведения не меняются. Но даже если бы процедура централизованного тестирования не была так четко прописана, мы бы не стали менять установившийся порядок.
Продолжительность испытания и количество заданий не зависят от настроения и желаний руководителя РИКЗ или методиста. Прежде чем прийти к сегодняшнему варианту, мы неоднократно проводили пробное тестирование. Проанализировав его результаты, при помощи признанных в мире технологий тестирования приближали процедуру испытаний и сами тесты к совершенству. Ведь если большинство абитуриентов получит абсолютный результат, это будет означать, что тесты плохие. Мировой опыт свидетельствует, что при отлаженной процедуре тестирования большинство абитуриентов сдают в диапазоне 40 — 60 баллов. Кроме того, изменения нежелательны, потому что абитуриент нуждается в определенности.
Несмотря на отсутствие существенных изменений, изюминку в рамках программы мы ежегодно готовим. Потому что если будем повторять тесты один к одному, это создаст предпосылки для поисков неких алгоритмов успешной сдачи и появления решебников и подобного вспомогательного материала. А мы хотим, чтобы абитуриенты знали школьную программу.
— Как вы думаете, за сколько лет изюминки РИКЗ, к радости абитуриентов, будут исчерпаны?
— Признаюсь, что по отдельным предметам, особенно гуманитарным, их поиск уже затруднителен. Но пока справляемся: у нас появляется опыт, который позволяет изменять характер и построение вопросов, а это во многом определяет качество заданий. Иногда сотрудники РИКЗ анализируют появляющиеся на рынке сборники, которые рекламируются как оригинальные и свежие материалы тестирования. По характеру вопросов наши специалисты легко узнают, сколько лет назад на централизованном тестировании предлагались такие задания.
Нас печалит, что отдельные учебные заведения выдают свое тестирование за репетиционное. Родители абитуриентов по привычке считают, что если их ребенок поступает в какой-либо определенный вуз, то готовиться к централизованному тестированию им надо непременно в стенах этого учебного заведения. Хотя варианты тестов, которые будут предложены в различных пунктах централизованного тестирования, одинаковы, и готовит их только Республиканский институт контроля знаний. Поэтому талантливый школьный учитель из провинциального городка может дать абитуриенту гораздо больше, чем преподаватель избранного вуза.
Имитировать технологию РИКЗ невозможно. Можно раздать похожие задания на примерно таких же, какие предлагаются на централизованном тестировании, бланках, проверить их при помощи компьютера. Но даже если проверка и оценивание работ будет вестись по нашей технологии, отметка получится иная. Потому что оценка централизованного тестирования отражает рейтинг абитуриента в общей массе поступающих в вуз. Не имея доступа к нашей базе данных, можно выстроить в рейтинговую таблицу лишь несколько сотен участников вузовского тестирования.
— На первых двух этапах репетиционного тестирования вы сравнивали результаты абитуриентов 2007 года с результатами участников централизованного тестирования-2006...
— Да, а на третьем будем ранжировать только абитуриентов-2007. Чтобы сделать это, нам придется дождаться окончания третьего этапа, собрать все работы, проверить и оценить их. Поэтому результаты третьего этапа репетиционного тестирования появятся несколько позже, чем первых двух, — примерно в первой декаде мая. Мы просим абитуриентов не беспокоиться по этому поводу.
Зато эти результаты — если, конечно, абитуриенты работали над заданиями самостоятельно — будут близки к тем, которые они покажут на решающих испытаниях.
— Близки или идентичны?
— Я не зря напомнил о необходимости заполнять тесты самостоятельно. В предыдущие годы результаты репетиционного тестирования были на 15—20 пунктов выше, чем централизованного. Это связано с особенностями нашей ментальности: известны случаи, когда школьные учителя всячески пытаются помочь ученикам на репетиционном тестировании, чтобы те получили высокий результат и достойно представили школу. Досадно, что, пользуясь подсказками, ученик, заплативший за репетиционное тестирование деньги, упускает возможность объективно проверить свои знания.
Балл решающих испытаний могут понижать и выпускники прошлых лет, поступающие на заочные или вечерние отделения. Как правило, в репетиционных тестированиях они не участвуют.
— А фактор волнения успеваемость на централизованном тестировании не портит?
— Под его влияние больше попадают родители. Это они сдавали экзамены в традиционной форме и сейчас переживают, как там их дети мучаются, не видя глаза экзаменатора. А дети быстро адаптировались к новым технологиям. И не волнуются, не чувствуют дискомфорта. Те, кто сдавал испытания, это подтверждают. Недавно позвонила девушка, выпускница школы маленького райцентра, ныне студентка истфака БГУ: “Я так рада, что сдавали именно централизованное тестирование! Так хорошо, так просто, все сдала!” Я ей отвечаю: вы за полторы минуты сказали о тестировании больше, чем мог бы объяснить я за час.
— Это правда, что абитуриент-2007 не похож на своих предшественников?
— Существенных различий мы не видим, если судить по первым двум этапам репетиционного тестирования, в которых приняло участие более 50 тысяч человек.
Летом обработаем и представим первые материалы по профпрогнозу, собранные нашими региональными центрами. Мы изучаем намерения и планы сегодняшних 10- и 11-классников, спрашиваем, на какую специальность и в какое учебное заведение они собираются поступать. Всю эту информацию соберем, обобщим и передадим каждому вузу, управлениям образования. Согласитесь, это уникальный материал, который позволит вузам загодя видеть своих потенциальных студентов и заботиться об их качестве и количестве, а нам — управлять абитуриентскими потоками во время централизованного тестирования.
— Пришли ли организаторы и контролеры к единому мнению, что такое простейший калькулятор, которым разрешено пользоваться на химии и физике?
— Мы определили, что на этих испытаниях можно пользоваться калькуляторами, если они не выполняют функции мобильных телефонов, пейджеров, электронных записных книжек, компьютеров и других средств хранения, приема и передачи информации.
— Простите, на входе в аудиторию каждый калькулятор проверять будете?
— Конечно, это невозможно. Но если в процессе испытаний будет установлено, что участник не ведет вычисления, а считывает информацию, передает ее или получает, он будет удален из аудитории.
В последнее время характер приходящих в РИКЗ писем, электронных посланий и звонков изменился: мы почти не слышим общей критики, идет деловой разговор о путях совершенствования технологии тестирования.Я полагал, что на изменение общественного мнения понадобится гораздо больше лет.

О пользе беспристрастности Недавно один из абитуриентов обратился в РИКЗ по электронной почте с просьбой разъяснить возникший вопрос. Его обращение содержало сленговые и далеко не литературные выражения и словосочетания.  После размещения официального ответа на сайте института мы получили от него такое письмо: “...огромное спасибо за разъяснение спорной ситуации. Очень рад, что к вопросу подошли сдержанно и закрыли глаза на мою чрезмерную вульгарность. Очень приятно и, что очень важно, бесценно полезно видеть Ваш ответ на мой вопрос на Вашем сайте. Спасибо. Всего доброго”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter