А ЗИС-3 нашли... на сельском подворье

Не знали выпускники Львовского и Новосибирского высших военно-политических училищ, позже — боевые офицеры Афганистана Александр Метла, Александр Голубович и Александр Демьяник, что судьба накрепко свяжет их одним делом — созданием и развитием историко-культурного комплекса республиканского значения. Оглянуться не успели, а совместному детищу уже пять лет. О пройденном пути, сегодняшнем дне «Линии Сталина» и планах на будущее рассказывает председатель попечительского совета благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана» (под крылом которого находится комплекс) Александр ГОЛУБОВИЧ.

«Линия Сталина» празднует свой первый юбилей

Не знали выпускники Львовского и Новосибирского высших военно-политических училищ, позже — боевые офицеры Афганистана Александр Метла, Александр Голубович и Александр Демьяник, что судьба накрепко свяжет их одним делом — созданием и развитием историко-культурного комплекса республиканского значения. Оглянуться не успели, а совместному детищу уже пять лет. О пройденном пути, сегодняшнем дне «Линии Сталина» и планах на будущее рассказывает председатель попечительского совета благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана» (под крылом которого находится комплекс) Александр ГОЛУБОВИЧ.

— Александр Васильевич, помните тот момент, когда зародилась идея создания «Линии Сталина»?

— Она возникла во время «боя» между клубом «Солдаты Победы» Александра Метлы, представлявшего быт и реалии Красной Армии времен Великой Отечественной, и «Товарищей по оружию», члены которого изображали солдат немецкого вермахта.

«Немцы» и «наши», повоевав в окрестности ДОТа, который был отреставрирован на Заславщине, сказали: «Вот бы иметь постоянное местечко, где можно было бы встречаться, реконструировать сражения». Сейчас обе организации входят в фонд, и их частенько видят многочисленные посетители «Линии Сталина». Так родилась идея. А за дело взялись Александр Метла, Александр Базарнов, Владимир Каминский и Иван Волков. С Базарновым, Каминским и Волковым очень повезло — они со студенческих времен увлеклись историей укрепленных районов Беларуси, «перелопатили» массу литературы по «линии Сталина», собрали богатый материал. Они первыми озвучили, что история линии незаслуженно забыта, и надо бы развернуться — организовать что-то масштабное...

— А как вы подобрали место? Почему именно Лошаны Минского района?

— Недалеко от столицы, легко добраться на машине. А главное — на сравнительно небольшом участке (26 гектаров) «скопилось» сразу несколько типов ДОТов: артиллерийский полукапонир (а на фронте в 160 километров Минского УРа их было только 16), трех- и двухамбразурные пулеметные ДОТы плюс командно-наблюдательный пункт. Причем последний имел боевой профиль, что тоже редкость. Плюс трасса, ведущая на озеро Нарочь, — прекрасное место для туризма.

Немного севернее, у деревни Мацки, был редкий полнокапонирный ДОТ. Но там наступали основные силы врага, и сооружение сильно пострадало. В этом отношении место под Лошанами менее «заслуженное», хотя и там при земляных работах были найдены останки наших и вражеских солдат.

Кстати, название — «Линия Сталина» — было придумано не нами, а вашими коллегами из стран Запада еще в довоенный период. Смотреть теперь свысока на прорванную немцами «линию Сталина» не стоит хотя бы потому, что просто нет в мире укреплений, которые не были бы взяты. Но каждый день сопротивления ДОТов укрепленных районов приближал Великую Победу, и героизм защитников нужно уважать. Историко-культурный комплекс — не пропагандистский объект! Это место, где каждый может погрузиться в атмосферу тех лет, приобщиться к боевому наследию предков.

«Остовом» линии стали все те же ДОТы, которые очистили, отреставрировали в соответствии с реалиями прошлых лет. Потом появилась окопно-траншейная сеть по инженерным нормам Красной Армии, всевозможные ограждения — колючая проволока, «ежи», надолбы, земляные укрепления-эскарпы, — продолжает рассказ дальше Александр Голубович. — Постепенно насытили все это оружием — списанным, восстановленным. Увы, у нас нет культуры уважения к прошлому. В войну оборонка выпустила тысячи самолетов, а ни одного экземпляра сейчас не найти — не сохранили. Чудом удалось достать легкий танк БТ-7. Кажется, единственный оставшийся в Европе экземпляр.

Технику и оружие искали где только можно. Прибегали даже к помощи «сарафанного радио». Противотанковое орудие ЗИС-3 нашли... на сельском подворье пенсионера. Изъятые пистолеты-винтовки передают таможенники, милиционеры.

«Линию Сталина» оборудовали всем миром, «толокой», как любят говорить бывшие «афганцы». Министерства обороны и внутренних дел, погранвойск, Миноблисполком, БРСМ, ряд предприятий внесли свою лепту — объект расширился. Появились искусственное озеро с мостом, паромная переправа, тир, беседки, кафе, парковки... Один бизнесмен из Новополоцка привез бронеколпак даром, найдя большегрузный транспорт, за ним потянулись другие частники. Помочь «Линии Сталина» стало хорошим делом! Тут побывали многие гости: иностранные коммерсанты из стран — бывших противниц СССР во Второй мировой (финны, японцы), одевшись в гимнастерки Красной Армии, лихо «воевали» с немцами, защищали ДОТы. Военные атташе и государственные деятели всех континентов старательно лазили по эскарпам и окопам. Посол ЮАР в России и Беларуси, недавно приезжавший на акцию «Горячий июнь 1941-го», даже разбил себе лоб о притолоку ДОТа, но остался доволен. «Так мне и надо, лучше надо было нагибаться», — прокомментировал случившееся. Рад погостить был и руководитель УЕФА Мишель Платини.

Но всех «перещеголял» темпераментный президент Венесуэлы Уго Чавес: он не мог спокойно смотреть за «потешным» боем, так и кинулся в гущу схватки. А когда самолет, имитируя крушение, залетел за холм, откуда вскоре прогремел взрыв, Чавес спросил: «Зачем же вы для моего удовольствия аппарат разбили — дорого же!»

— На ответ «Да нет, он целехонек, налицо — мастерство летчика и пиротехников» президент Венесуэлы пообещал взять Александра Метлу к себе — научить венесуэльцев организовывать реконструкции, — с удовольствием вспоминает Александр Васильевич.

— Какие перспективы у комплекса?

— Еще пять лет назад нам передали заброшенный корпус одного из минских предприятий. Не было у нас возможности сразу взяться за реконструкцию. Но сегодня планируем открыть там пейнтбольную площадку, новое административное здание...

Также в комплексе оборудуем гараж для ретротехники, музей стрелкового оружия, установим парашютную вышку, десантную горку. «Голубая» мечта — военный городок довоенного образца: с казармой, столовой, баней, плацем, где гость может приобщиться к новомодному военному туризму. Клиента постригут, обмундируют, научат стрелять, маршировать, окапываться... Планов много, но пока не хватает денег. Но намеченные пункты мы понемногу выполняем. «Линия Сталина» ведь не сразу строилась!

— Желаю отметить и 10-летие, и 20-летие комплекса! А также миллионного вам посетителя!

— Спасибо! Приезжайте на международный военно-исторический фестиваль «Мы победили. Потому, что были едины» 3—4 июля!

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

НА СНИМКАХ: Александр ГОЛУБОВИЧ — один из «отцов» «Линии Сталина»; экспозиция комплекса.

Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter