Маска на подбородке
11:00. Понедельник. У входа в один из ТРЦ Минска встречаемся с врачом-гигиенистом отделения гигиены питания центра гигиены и эпидемиологии Центрального района Ольгой Пилат. Посетителей много. Радует, что большинство из них в масках. Направляемся в первый торговый объект. У входа замечаем уголок, где покупатели могут обработать руки антисептиком и взять одноразовую маску. Ольга Пилат внимательно изучает состав дезинфицирующего средства:– Антисептик обладает вирулицидным действием, а значит, активен в отношении вирусов, в том числе COVID-19.
Без масок покупатели не обслуживаются
Специалист отмечает, что все продавцы в масках, а в прикассовой зоне для дистанцирования покупателей нанесена специальная разметка – расстояние между полосами не менее метра. К данному объекту вопросов у специалиста не возникло, чего не скажешь о некоторых торговых островках. Со стороны наблюдаем, как продавец орехов и сухофруктов обслуживает покупателя в маске, закрывающей только рот. Ольга Пилат предъявляет удостоверение и делает замечание:
– Согласно санитарным нормам и правилам работники, занятые обслуживанием населения, обязательно используют средства защиты органов дыхания, то есть маска должна прикрывать и рот, и нос.
В некоторых магазинах маски лежат на входе
Что грозит за несоблюдение противоковидных мер? Специалист поясняет:
– Данный объект будет взят на контроль, а руководителя пригласят на профилактическую беседу в центр гигиены и эпидемиологии района.Подходим к следующему островку. Продавец при виде потенциальных покупателей тут же надевает маску, до этого спущенную на подбородок. Ольга Пилат нарушений в этом не видит:
– Сотрудники объектов торговли и общественного питания могут не использовать средства защиты органов дыхания, если находятся в обособленном помещении одни.
Исправить на раз-два
Обязательная часть мониторинга – информационно-разъяснительная. Ольга Пилат достает из сумки листовки и памятки, в которых собрана информация о профилактике коронавирусной инфекции и вакцинации, и просит продавцов ознакомиться с ними, а также разместить на видном месте торговых объектов. Продавец одного из магазинов охотно соглашается:– Покупатели приходят разные: одни носят маски, другие – нет. Тех, кто пренебрегает средствами защиты органов дыхания, при расчете за покупки прошу все же надеть этот нынче актуальный аксессуар. Сама стараюсь соблюдать рекомендации эпидемиологов – маску ношу прежде всего для собственной безопасности.
Памятки с информацией о профилактике коронавирусной инфекции и вакцинации размещаются на видных местах
А вот в соседнем павильоне, где торгуют праздничными товарами, продавец другого мнения и игнорирует масочный режим. Врач-гигиенист напоминает девушке о необходимости соблюдения мер профилактики. Пара секунд – и нарушение устранено. Эксперт комментирует ситуацию:
– Объект взят на контроль, руководителю будут направлены рекомендации. В случае повторного нарушения его привлекут к административной ответственности.
Направляемся в продуктовый магазин. На входе для посетителей установлена стойка с антисептиком, можно взять одноразовые перчатки. Все сотрудники в масках. Заведующая заверяет, что соблюдение правил эпидбезопасности на особом контроле:
– Антисептики, средства индивидуальной защиты органов дыхания, перчатки закуплены в полном объеме. Ручки корзинок и тележек регулярно обрабатываем дезраствором. Своевременно проводим дезинфекцию и уборку помещений.
В ходе мониторинга врач-гигиенист обращает внимание, что каждое хлебобулочное изделие реализуется в индивидуальной упаковке. А развесная продукция (например, печенье) лежит в нише за специальным защитным стеклом, которое предотвращает попадание бактерий и вирусов на поверхность товара. Замечаем, что на видеодисплеях, размещенных перед кассами, периодически появляется информация о профилактике COVID-19, по периметру зала развешаны памятки. А еще кассиры регулярно напоминают покупателям, чтобы те соблюдали безопасную дистанцию, были в масках.
Большое внимание во время мониторингов уделяют и вакцинации работников от коронавируса.У субъектов хозяйствования запрашивают сведения о количестве привитых, рассказывает Ольга Пилат:
– Говорим о том, почему важно сделать прививку от COVID-19. Приводим примеры ее эффективности, разъясняем, что у привитых заболевание не протекает в тяжелой форме. Число вакцинированных в сфере торговли и общепита растет. Руководители личным примером мотивируют сотрудников, также организуют вакцинацию на территории своих объектов.
Нужно принимать меры
Как обстоят дела в общепите? Поднимаемся на фудкорт. Время обеденное, поэтому и посетителей немало. Во многих заведениях безопасная дистанция между столиками соблюдается, везде есть баночки с антисептиком. Правда, маски не все сотрудники носят правильно. На одном из объектов врач-гигиенист попросила предоставить журнал контроля температуры тела сотрудников. Но найти его так и не смогли. Ольга Пилат занесет этот факт в рекомендации, которые направит субъекту хозяйствования:– В начале рабочего дня у сотрудников должны измерять температуру, а данные вносить в специальный журнал.
Людей с признаками острых респираторных заболеваний к работе допускать строго запрещено.
В торговом центре дозаторов с антисептиками много
Вдобавок специалист зафиксировала много других недостатков на объекте. Среди них – нарушение правил товарного соседства (рядом с готовой продукцией – сырая), отсутствие маркировок на некоторых товарах, хранение продуктов в неположенных местах, неудовлетворительная уборка, несоответствующий внешний вид сотрудников, перечисляет эксперт:
– Здесь полное несоблюдение требований санэпидемзаконодательства. Будем решать вопрос о приостановлении деятельности данного объекта.
P.S. Как позже рассказала Ольга Пилат, точка на фудкорте, на которой были зафиксированы нарушения, закрыла свои двери для посетителей до устранения нарушений:
– Мониторинги носят в большей степени профилактический характер. Одна из главных целей – провести информационно-разъяснительную работу в отношении COVID-19, посмотреть, как соблюдаются санитарные нормы и правила. Все нарушения фиксируются, затем находят отражение в рекомендациях. Если нарушения серьезные и могут вызвать угрозу жизни и здоровью людей, то выносится требование (предписание) о приостановлении деятельности объекта по оказанию услуг.
mischenko@sb.by