Источник: Знамя юности
Знамя юности

«А журнал термометрии есть?» Посмотрели, как соблюдаются противоковидные меры на объектах торговли и общепита

А журнал термометрии есть?

Из-за роста заболеваемости COVID-19 санитарно-эпидемиологическая служба Минска усиливает мониторинг объектов торговли и питания, чтобы проконтролировать соблюдение противоэпидемиологических мер. Все ли продавцы обслуживают покупателей в масках? Как в период роста коронавирусной инфекции обеспечивается безопасность посетителей торгово-развлекательных центров? Корреспонденты «Знаменки» присоединились к рейду. 

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

Маска на подбородке

11:00. Понедельник. У входа в один из ТРЦ Минска встречаемся с врачом-гигиенистом отделения гигиены питания центра гигиены и эпидемиологии Центрального района Ольгой Пилат. Посетителей много. Радует, что большинство из них в масках. Направляемся в первый торговый объект. У входа замечаем уголок, где покупатели могут обработать руки антисептиком и взять одноразовую маску. Ольга Пилат внимательно изучает состав дезинфицирующего средства:

– Антисептик обладает вирулицидным действием, а значит, активен в отношении вирусов, в том числе COVID-19. 

Без масок покупатели не обслуживаются

Специалист отмечает, что все продав­цы в масках, а в прикассовой зоне для дистанцирования поку­пателей нанесена специальная размет­ка – расстояние между полосами не менее метра. К данному объек­ту вопросов у специалиста не возникло, чего не скажешь о неко­торых торговых островках. Со стороны наблюдаем, как продавец орехо­в и сухофруктов обслуживает покупателя в маске, закрывающей только рот. Ольга Пилат предъ­являет удостоверение и делает замечани­е:

– Согласно санитарным нормам и правилам работники, занятые обслуживанием населения, обязательно используют средства защиты органов дыхания, то есть маска должна прикрывать и рот, и нос.
В некоторых магазинах маски лежат на входе

Что грозит за несоблюдение проти­воковидных мер? Специалист пояс­няет:

– Данный объект будет взят на контроль, а руководителя пригласят на профилактическую беседу в центр гигиены и эпидемиологии района. 
Подходим к следующему островку. Продавец при виде потенциальных покупателей тут же надевает маску, до этого спущенную на под­бородок. Ольга Пилат нарушений в этом не видит:

– Сотрудники объектов торговли и общественного питания могут не использовать средства защиты органов дыхания, если находятся в обособ­ленном помещении одни. 

Исправить на раз-два

Обязательная часть мониторинга – информационно-разъяснительная. Ольга Пилат достает из сумки листовки и памятки, в которых собрана информация о профилактике коро­навирусной инфекции и вакцинации, и просит продавцов ознакомиться с ними, а также разместить на видном месте торговых объектов. Продавец одного из магазинов охотно соглашается:

– Покупатели приходят разные: одни носят маски, другие – нет. Тех, кто пренебрегает средствами защиты органов дыхания, при расчете за покупки прошу все же надеть этот нынче актуальный аксессуар. Сама стараюсь соблюдать рекомендации эпидемиологов – мас­ку ношу преж­д­е всего для собст­венной безопасности.

Памятки с информацией о профилактике коронавирусной инфекции и вакцинации размещаются на видных местах
Многие продавцы соблюдают рекомендации эпидемиологов

А вот в соседнем павильоне, где торгуют праздничными товарами, продавец другого мнения и игно­рирует масочный режим. Врач-гигиенист напоминает девушке о необходимости соблюдения мер профилактики. Пара секунд – и нарушение устранено. Эксперт комментирует ситуацию:

– Объект взят на контроль, руководителю будут направлены рекомендации. В случае повторного нарушения его привлекут к адми­нистративной ответственности.

Направляемся в продуктовый магазин. На входе для посетителей установлена стойка с антисептиком, можно взять одноразовые перчатки. Все сотрудники в масках. Заведующая заверяет, что соблюдение правил эпидбезопасности на особом контроле:

– Антисептики, средства индивидуальной защиты органов дыхания, перчатки закуплены в полном объеме. Ручки корзинок и тележек регулярно обрабатываем дезраствором. Своевременно проводим дезинфекцию и уборку помещений.

В ходе мониторинга врач-гигиенист обращает внимание, что каждое хлебобулочное изделие реа­лизуется в индивидуальной упаковке. А развесная продукция (например, печенье) лежит в нише за специальным защитным стеклом, которое предотвращает по­падание бактерий и вирусов на поверхность товара. Замечаем, что на видеодисплеях, размещенных перед касса­ми, периодически появляется инфор­мация о профилактике COVID-19, по периметру зала развешаны памятки. А еще кассиры ре­гулярно напоминают покупателям, чтобы те соблюдали безопасную дистанцию, были в масках.
Большое внимание во время монито­рингов уделяют и вакцинации работников от коронавируса. 
У субъектов хозяйствования запрашива­ют сведения о коли­честве привитых, рассказывает Ольга Пилат:

– Говорим о том, почему важно сделать прививку от COVID-19. Приводим примеры ее эффективности, разъясняем, что у привитых заболевание не протекает в тяжелой форме.  Число вакцинированных в сфере торговли и общепита растет. Руко­водители личны­м примером мо­тивируют сотруд­ников, также организуют вакцинацию на территории своих объектов. 

Нужно принимать меры

Как обстоят дела в общепите? Поднимаемся на фудкорт. Время обеденное, поэтому и посетителей нема­ло. Во многих заведениях безопас­ная дистанция между столиками соблюдается, везде есть баноч­ки с антисептиком. Правда, маск­и не все сотрудники носят правильно. На одном из объектов врач-гигиенист попросила предоставить журнал контроля температуры тела сотрудников. Но найти его так и не смогли. Ольга Пилат за­несет этот факт в рекомендации, которы­е направит субъекту хо­зяйствования:

– В начале рабочего дня у сотрудников должны измерять температуру, а данные вносить в спе­циальный журнал. 

Людей с признаками острых респираторных заболеваний к работе допускать строго запрещено.

В торговом центре дозаторов с антисептиками много

Вдобавок специалист зафиксировала много других недостатков на объекте. Среди них – нарушение правил товарного соседства (рядом с готовой продукцией – сырая), отсутствие маркировок на некоторых товарах, хранение продуктов в неположенных местах, неудовлетворительная уборка, несоответствующий внешний вид сотрудников, перечисляет эксперт:

– Здесь полное несоблюдение требований санэпидемзаконодательства. Будем решать вопрос о приостановлении деятельности данного объекта.

P.S. Как позже рассказала Ольга Пилат, точка на фудкорте, на которой были зафиксированы нарушения, закрыла свои двери для посетителей до устранения нарушений:

– Мониторинги носят в большей степени профилактический характер. Одна из главных целей – провести информационно-разъяснительную работу в отношении COVID-19, посмотреть, как соблюдаются санитарные нормы и правила. Все нарушения фиксируются, затем находят отражение в рекомендациях. Если нарушения серьезные и могут вызвать угрозу жизни и здоровью людей, то выносится требование (предписание) о приостановлении деятельности объекта по оказанию услуг. 

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter