Еще хуже дела с компьютеризацией. По нормативам на каждую тысячу читателей должно приходиться по одной умной машине. Но так бывает не всегда, только столичные библиотеки могут похвастаться богатой и полной коллекцией компьютеров. Неплохи дела в этом плане на Гродненщине, а вот на Гомельщине хоть плачь — лишь 46 процентов обеспеченности. С Интернетом еще хуже: только каждая вторая библиотека имеет к нему доступ.
Но наличие Всемирной паутины или, точнее, ее отсутствие — не самая большая беда. Двадцать лет назад люди выстраивались в очередь к абонементу, даже не подозревая, что такая «цацка» может появиться. Главным было наличие литературы, желательно свежей. Вот с этим нынче тоже проблема. Есть нормативы ЮНЕСКО, на которые ориентируются во всем мире. Так вот, согласно им количество книг, изданных за последние два года, в фонде учреждения должно составлять не менее 10 процентов. Мы дотянули пока лишь до четырех. Еще хуже ситуация с пятилетней литературой: ее у нас 11 процентов против необходимых тридцати. Если называть вещи своими именами, то наши библиотеки завалены старыми книгами. И мы после этого, да еще в век высоких технологий, надеемся увидеть читальные залы, забитые до отказа?
Да, ответят вам специалисты. И из кожи вон лезут, чтобы привлечь к себе читателей. Сегодня просто презентацией новой книги и встречей с ее автором людей не заманишь, поэтому придумывают, кто на что горазд. В детской библиотеке № 5 Минска, например, взяли на работу японку, она рассказывает посетителям о культуре своей страны, учит с ними язык. Очень модным сейчас стало так называемое социальное партнерство, когда библиотекари проводят совместные мероприятия с различными клубами по интересам, министерствами и ведомствами и даже тематическими интернет-сайтами.
Но это не спасает. Знаете ли вы, кто основной читатель Националки? Студент. А ведь она имеет научный профиль, ее посетителями в первую очередь должны быть ученые и специалисты. Но, констатирует Елена Долгополова, в большинстве случаев как только человек получает диплом, забывает дорогу в библиотеку.
К счастью, не угасает к ней интерес у дошколят. Они с удовольствием приходят сюда с родителями, частенько именно с папами (хотя доказано, что женщины читают больше). По совету учителей нередко заглядывают и школьники. Директор Центральной системы детских библиотек Минска Татьяна Швед приводит пример детей, которые во время каникул сидят в библиотеках с самого утра и до момента, пока мама домой не придет. Но такие «заўзятыя чытачы» — исключение. Правило — это герои распространенного в сети видеоролика, где молодые люди всерьез рассуждают, справедливо ли то, что Булгаков убил на дуэли Лермонтова из автомата Калашникова, если у соперника был лишь пистолет? Там же рассказывается про «Анну Каренину» Гоголя и «Мастера и Маргариту» Пушкина. До слез печальная картина. А Елена Еремеевна говорит, что у них все серьезно и скучно…
Но работники библиотечной системы не драматизируют ситуацию. Они верят, что через десять—двадцать лет ребята, сейчас читающие книги, будут управлять сверстниками, нынче играющими в компьютерные игры. Главное, чтобы не случилось наоборот.
Наталья СТЕПУРО
stepuro@rambler.ru