Зачем Петр I ввел налог на бороду?

А вы заплатили налоги?

Помните, как Петр I своих бояр европеизировал? Платье там французского кроя, кофе по утрам и — бороды долой. Наверное, сегодня Петр, гуляя по нашим улицам, удивился бы не меньше моей подруги Алеси, которая, живя сейчас в Пекине, навещает историческую родину раз в год. Вчера спросила у меня озадаченно: «А с чего–то это наши мужчины бороды поотращивали? Зачем им это?» Эх, Алеся, я бываю на родине чаще, но от этих бородачей и в Европе спасу нет, и я постоянно задаюсь тем же вопросом: зачем? Алесе ответила: «Мода нынче такая». Понятно, что человеку, приехавшему из Азии, где мужчины знамениты в том числе и почти полным отсутствием растительности на лице и теле (не растет категорически), повышенная белорусская и европейская бородатость кажется странной. А ведь как с ней царь Петр боролся! Кстати, самым эффективным средством борьбы оказался не метод убеждения (Петр, надо признать, на убеждения силы особо не тратил — должно быть, знал, что не поможет) и даже не метод наказания (хотя он срабатывал лучше убеждения), а введение специального налога на бороду. Не желавшие расставаться с бородами и вестернизироваться должны были платить налог и носить с собой специальный «Бородовой знак», подтверждавший оплату. Справедливости ради: Петр I был не первым в мире самодержцем, взимавшим налог на бороду. В 1535 году в Англии такой же налог ввел Генрих VIII, а его дочь Елизавета I продолжала взимать его с тех, у кого борода росла дольше двух недель.


К чему это я? Нет, это не предложение ввести налог на наших хипстеров, отрастивших так удивившие Алесю из Пекина бороды (хотя налоговому комитету эта идея может понравиться). Это я к тому, что в мире бывают разные странные налоги.

Вот, например, в американском штате Канзас действует очень странный налоговый вычет: за воздушные шары, которые летают. То есть если в развлекательном центре есть воздушные шары, которые привязаны веревкой и находятся на земле, за них нужно платить налог. А если они летают в небе, то налог платить не надо. (Да, я понимаю, какой здесь открывается простор для наших умельцев — возможно, именно поэтому у нас таких налоговых льгот никогда и не будет.)

Европа, пытаясь выбраться из экономического кризиса, вводит все новые налоги. Вот одно из недавних изобретений сразу окрестили «налогом на Гугл», хотя он актуален практически для любой крупной технологической компании. Особенно преуспела Франция: ввела вот «культурный налог» на смартфоны и планшеты, заявив, что вырученные деньги пойдут на развитие культуры. В результате «Гугл» и другие компании стали показывать явно заниженные (с точки зрения французских налоговых органов) цифры доходов, некоторые увели свои штаб–квартиры в Ирландию, где налоги ниже. Франция идет в суд, и, как предсказывают специалисты, судебное разбирательство продлится годы. Вернут ли французы так некстати уплывшие налоги, неизвестно, но то, что адвокаты хорошо заработают, — факт. Французская Фемида может утешиться тем, что адвокаты налоги уплатят. Если, конечно, не уведут свои доходы в швейцарские офшоры, которые продолжают сопротивляться требованиям отказаться от банковской тайны и выдавать «отмывателей» денег. Сопротивление, надо признать, слабеет, и знаменитая банковская тайна уже почти достояние прошлого. А все из–за репутации, которую Швейцария (хотя в первую очередь ее банки, конечно) сильно себе подмочила в истории с золотом Холокоста. А репутация во многих случаях — деньги. Спросите об этом у артистов, которые сначала зарабатывают себе репутацию, а потом репутация зарабатывает им деньги.

Вот говорят, что художник должен быть голодным. В наше время это не слишком актуально (и уж совсем непопулярно) — все хотят сладко есть и мягко спать. И если вы решили стать художником в Ирландии, то голодать не обязательно. Чтобы музы не покидали Изумрудный остров, правительство решило делать налоговые вычеты (максимум 40 тыс. евро) для доходов писателей, композиторов, художников и скульпторов от продаж своих произведений. При определенных условиях, конечно: если специально назначенные люди сочтут работу оригинальной и имеющей художественную ценность. Вполне справедливо, по–моему. А в соседней Великобритании кинофильмы, признанные «культурно британскими» (для признания есть специальная система), при уплате налогов получают 25% скидки. Что–то я сильно задумалась насчет «Бондианы»...

В Европе вообще много оригинальных налогов (как и вычетов из них). Вот, например, в Швеции имя, которое дают полные фантазии и желания выделиться родители новорожденному, должно быть утверждено в налоговом ведомстве, до того как малышу исполнится пять лет. Не успели — будьте любезны, платите штраф 5.000 крон (770 долларов США). Имена вроде Икеа или Аллах (были такие попытки) не проходят, а вот Гугл и Лего — без проблем. Вы что–нибудь понимаете? И я нет, но у шведов налоговое ведомство на втором месте по степени доверия после общества защиты прав потребителей. Налоги — основа шведской жизни.

И не только шведской, конечно. Часто говорят, что в нашей непредсказуемой жизни есть только две безусловные вещи — смерть и налоги. Налоги случаются чаще. А я бы сказала оптимистично: пока мы платим налоги (и не перестаем им удивляться), мы живы. Разве ж это не повод для радости?

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 110 (24992). Суббота, 11 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter