Утечка мозгов в наше время приобрела унизительную форму арт-гастарбайтерства

А вы прекрасны без извилин

Где родился, там и сгодился. Лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе... Наш мудрый народ так остроумно сыплет из своего лукошка философскими пословицами на тему невозможности и фатальности любого карьерного роста, что хоть ты из дома не выходи. Лежи на печи, как Емеля, и в ус не дуй. Жди свою щуку или золотую рыбку, которая приплывет к тебе в умывальник по канализационным трубам. Или жди волшебника в голубом вертолете. Это в Америке есть американская мечта, а нам лишние нервы не нужны. Чарка, шкварка и нравственный закон внутри нас. Выше головы не прыгнешь. Плетью обуха не перешибешь... А если все-таки хочется прыгнуть? Если хочется перешибить? “А у нас текучка, кака страшна у нас текучка”, — вздыхала героиня известной советской комедии. Есть ли утечка мозгов сегодня?




Утечка кадров — проблема, актуальная не только для науки и спорта, но и для искусства. Сколько талантливых выпускников творческих вузов оседает нынче за границей — в Амстердаме, Берлине, Париже! Мы только номинально можем считать их своими. Понятно, что себя они видят вписанными уже в другую культурную плоскость и менталитет. Конечно, сегодня, когда границы открыты, проблема утечки мозгов стоит не так остро, как в советские времена. Это раньше уехавший автоматически становился эмигрантом, а сейчас он — гость. 

Режиссер Белорусского государственного театра кукол Александр Янушкевич в ближайшем будущем — типичный современный интендант, то есть руководитель творческого коллектива, приглашенный из чужой страны. С января 2015 года он возглавит престижный Пермский областной театр кукол. Пермь, о которой заговорили как о центре современного искусства благодаря усилиям галериста Марата Гельмана и дирижера Теодора Курентзиса, с благодарностью принимает в свои объятия белорусского сына. Считает ли Александр свой поступок бегством с тонущего театрального корабля? Вовсе нет. Он даже говорит об этом неохотно и в интервью на эту тему вообще отказал (видимо, наши деятели культуры до сих пор верят в дурной глаз):

— Знаете, я не хотел бы ничего комментировать. Как получилось, так и получилось.

— Но получилось же хорошо? Шестерых конкурентов обошли на экспертном совете театра, если верить интернету.

— И что?..

— Вот только появились вы у нас и уже уезжаете...

— Я не рассматриваю это так. И это не “утечка мозгов”, как вы сказали. Совершенно рядовая практика для современного театра. Границы все открыты: сегодня работаешь там, завтра — в другом месте. В этом нет ничего страшного.

Пусть так. Только свыклись с потерей Янушкевича, как театральный мир снова затрясло.

Прошел слух, что ведущая актриса Купаловского театра Светлана Аникей ушла из труппы. А как же увенчанный национальной театральной премией спектакль Александра Гарцуева “Не мой”? Недавние премьеры “Пан Тадеуш” и “Дон Жуан”? “Дзяды” “Театра Ч”? Без Светы репертуар попросту рухнет. Дозваниваюсь Аникей напрямую, презрев свойственный природный такт:

— Вы ушли из театра?

— Нет. По крайней мере пока. Я сотрудничаю с театрами Польши, Германии, но продолжаю работать в Купаловском.

Однако, наверное, все же нет дыма без огня. Мне кажется, такие сильные актрисы, как Светлана Аникей, Купаловскому театру давно не нужны. И нет ничего странного в том, что они стали разбегаться. Нельзя же играть манекенов. Кстати, на проходящем в Минске (как всегда с аншлагами) международном театральном фестивале “Теарт” Светлана блеснула в постановке польки Моники Добровлянской “Перемещенные лица: женщины”.

Янушкевич и Аникей не первые, кто пытается реализовать себя в чужой стране. Как высоко взлетела талантливая актриса Юлия Высоцкая! Уезжал в Санкт-Петербург в Большой драматический театр, но вернулся режиссер Николай Пинигин. В свое время уехали в Московский художественный театр имени М. Горького актеры Юрий Болохов и Алексей Шедько. Звезды Республиканского театра белорусской драматургии Анатолий Кот и Вера Шипилло сейчас активно снимаются в сериалах. И уже улыбчивый Анатолий приезжает к нам как звезда сериала “Маргоша” в сомнительной антрепризе “Поцелуй удачи”, показ которой состоится 1 ноября. Но там, конечно, главные тяжеловесы Людмила Артемьева из “Сватов” (характерная актриса Ленкома получила славу только после выхода этого народного сериала) и Владимир Стержаков.

Однако ни в театре Армена Джигарханяна, где служит Кот, ни тем более в МХАТе имени Горького, которым руководит Татьяна Доронина и где работают Шедько и Болохов, больших актерских свершений в упор не видно. Или мы о них не знаем?


Главное при такой кочевой жизни не превратиться в арт-гастарбайтеров, готовых работать за сухой паек и вести призрачную жизнь.

А превратиться в них очень легко — стоит лишь утратить чувство собственного достоинства. Глазом моргнуть не успеешь, как станешь обслугой от искусства. Пока же хочется верить, что утечка мозгов — главный признак того, что мозги в нашей культуре по крайней мере есть...


pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter