А ввоз и ныне там

Потенциальные покупатели и продавцы автомобилей в расстроенных чувствах

В ожидании... чего?


Потенциальные покупатели и продавцы автомобилей в расстроенных чувствах. Их волнует, не будут ли внесены изменения в Указ Президента № 546 от 2005 года. Сейчас он освобождает предприятия при продаже иномарок от налога на добавленную стоимость и акциза. При розничной стоимости машины 20 - 30 тысяч долларов это экономит покупателю солидные суммы.


- До нового года всего месяц, а официальные дилеры и клиенты не знают, какие условия продажи будут с января 2012 года, - озабочен Сергей Самойло, генеральный директор холдинга "Атлант-М" в Беларуси, продающего автомобили "Фольксваген" и ряда других брэндов. - А ведь они могут существенно повлиять на розничную цену. Что же произойдет, если НДС будет введен? Все импортные автомобили, новые и бывшие в употреблении, ввезенные юридическими лицами, подорожают на 16 - 20 процентов.


Возможность, конечно, малоприятная, однако давайте разберемся, что такое НДС и почему при продаже автомобиля дилерами он несколько лет не применяется. С одной стороны, этот налог включается практически в цену всех товаров, будь то хлеб, молоко или бриллианты. Соответственно платят его все - и пенсионеры, и миллионеры. Автомобили, однако, выпали из общего перечня. Дилерам в свое время удалось убедить Правительство, что если они будут платить еще и НДС (точнее говоря, включать его в цену и потом перечислять в госбюджет), то окончательно проиграют рынок частникам, которые этот налог при продаже иномарок не платят. И тогда, мол, придет конец цивилизованному авторынку с его сервисом, относительно прозрачными финансовыми потоками, другими налоговыми платежами. Особенно впечатляюще это звучало на фоне выравнивания ввозных таможенных пошлин до российского уровня, произошедшего с июля нынешнего года вследствие вступления Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Напомним, сборы, которые теперь приходится уплачивать при пересечении границы на купленном там авто, возросли вчетверо и более.


Пока трудно сказать, насколько льгота по НДС и акцизу способствовала переориентации белорусских граждан на покупку авто у официальных дилеров. А вот многие россияне тут же сообразили, что в условиях "безграничного" Таможенного союза можно существенно сэкономить, купив иномарку в соседней стране. Ведь в России таких налоговых льгот нет. Косвенно это подтверждает статистика. В ГТК сообщили, что в январе - сентябре Беларусь экспортировала в Россию около 90 тысяч легковых автомобилей на 900 миллионов долларов. Как довольно солидный сборочный завод! При этом в таможенном ведомстве подчеркнули, что массовый экспорт стал возможен благодаря Таможенному союзу. Речь, в частности, идет о приобретении гражданами России и Казахстана новых легковых автомобилей у белорусских дилеров. НДС при таких сделках исчисляется с разницы между ценой продажи и ценой покупки, а в России - со всей стоимости. А машины, ввезенные до 1 января 2010 года, можно приобретать без доплаты разницы в национальных пошлинах.


Местные дилеры не особенно радовались неожиданно возросшему извне спросу. Ведь если машина уходит за пределы страны, она вряд ли приедет на техническое обслуживание. А именно за счет него и выживает сейчас белорусский автобизнес. Возмутились и представители российского минфина. Россия также недосчиталась солидных поступлений. Говорят, даже хотели вынести проблему на суд Владимира Путина. И действительно, место ли налоговым диссонансам в рамках Таможенного союза, а тем более Единого экономического пространства? Думаю, вскоре ответ мы узнаем.


Нам поможет ВТО


Кому не по карману неповторимо пахнущий новизной автомобиль из салона по-прежнему с вожделением взирают на то, что ввозят частники из-за рубежа. И не сказать, чтобы совсем уж напрасно. По статистике, даже после введения в июле высоких пошлин приток авто извне продолжается. Если в июле физлица ввезли в Беларусь около 180 легковых машин, то в августе - 700, а в сентябре - около тысячи. Это, конечно, в десятки раз меньше, чем прежде, однако обратите внимание на тенденцию. И она имеет все основания укрепиться с ожидаемым в ближайшее время вступлением России во Всемирную торговую организацию. Ведь тогда пошлины в Таможенном союзе будут установлены не выше, чем обозначено в соглашении с ВТО.


А эти условия, как стало на днях известно, примерно таковы. Снижение ставок с нынешних 30 процентов от таможенной стоимости ввозимых новых автомобилей на 5 процентов произойдет уже при вступлении России в ВТО. Скорее всего, это случится следующим летом. Дальнейшего же понижения придется подождать. Сначала три года, на которые ставка замрет. А затем в течение четырех лет она опустится до 15 процентов таможенной стоимости новых авто. С подержанными ситуация несколько иная. На ближайшие пять лет она составит 25 процентов, затем за два года снизится до 20. Однако будет и специфическая составляющая за каждый "кубик" двигателя - она может колебаться от 0,7 до 2,8 евро. А вот на машины старше 7 лет пошлины останутся практически нынешние. То есть - запретительные.


- Вступление России во Всемирную торговую организацию активизирует рынок новых легковых автомобилей в Беларуси, - уверен директор ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода. - И позволит увеличить долю продаваемых новых машин. Хотя неизбежно изменится расклад различных марок и моделей, представленных на нашем рынке.


Есть и еще одна "засада", о которой пока мало кто говорит. Таможенный союз готовит к введению с июня 2012 года технический регламент на колесные транспортные средства. Вполне возможно, что единые для Беларуси, России и Казахстана нормы не совпадут с теми, что действуют в США и некоторых других странах. Например, регламентирующие свет фар и другие меры безопасности. В этом случае ввоз таких иномарок для эксплуатации может быть запрещен.


В утешение фанатам западного автопрома можно сказать, что в самой России резко нарастает выпуск многих известных брэндов. Эти машины уже начали поступать на белорусский рынок. Но это тема отдельного разговора.


Тяжкий груз легких пошлин


Предстоящие изменения таможенного тарифа вряд ли порадуют работников предприятий автомобильной промышленности. Дело в том, что вступление России, с которой у нас общий рынок, в ВТО грозит резким снижением ввозных пошлин на грузовики. А значит, и без того достаточно острая конкуренция наших МАЗов с импортными аналогами еще более усилится.


Предполагается, что "грузовые" автопошлины резко снизятся сразу после вступления России во Всемирную торговую организацию. На новые самосвалы массой до 20 тонн - в 2,5 раза. А через три года - еще вдвое. Примерно то же произойдет с платежами за подержанные машины. Генеральный директор ОАО "МАЗ" Александр Боровский не скрывает озабоченности по этому поводу. И уповает на объединение с российскими партнерами, постоянное техническое переоснащение и новые, более совершенные модели своих грузовиков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter