А вместо “сердца”— дизельный мотор

Взаимодействие российских и белорусских автомобильных и моторных заводов в рамках программы, стартовавшей в 2005 году, может продлиться на год дольше. Это позволит предприятиям двух стран лучше подготовиться и более слаженно перейти на стандарты Евро-3, которые планируется ввести в наших странах с 1 января 2008 года.

Готовность “номер один”
К этому времени заводы двух стран могут просто не успеть подготовить всю необходимую производственную базу и мощности для выпуска таких машин. Поэтому “БелРусАвто” предлагает в марте 2007 года обсудить на заседании союзного Совмина вопрос о пролонгации программы по дизельному автомобилестроению, заявил на совещании на Минском моторном заводе генеральный директор ЗАО “Центральная компания МФПГ “БелРусАвто” Олег ДАНИЛОВ. По его мнению, реализация программы до 2009 года может осуществляться без изменения параметров финансирования.
В успешной реализации этого проекта крайне заинтересованы такие крупнейшие предприятия двух стран, как МАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей, КамАЗ, “Урал”, ГАЗ, которые непосредственно задействованы в программе либо пользуются полученными новыми разработками.
МАЗ: три собираем, пять в уме
МАЗ уже сегодня выпускает до 10 процентов грузовиков с двигателем, соответствующим стандартам Евро-3. Кроме того, разработали и испытали восемь моделей машин с моторами Евро-4.
— Мы готовы полностью отказаться от Евро-2, как это и требуется, с 1 января 2008 года. Но успеют ли к этому сроку в Ярославле? — говорит руководитель центра общественных связей Минского автозавода Валентин ЛОПАН. Конечно, при острой необходимости минчане могут закупить и силовые агрегаты производителей Западной Европы. Но с ярославскими как-то проще, да и для тех же российских покупателей грузовики выходят дешевле.
Евро-3 помимо улучшения экологических характеристик также сулит повышение плавности хода, экономию топлива, снижение шумов и прочие выгоды. Однако, чтобы перейти на новые стандарты, недостаточно просто заменить один двигатель на другой, более современный. Необходимо не только разработать новые модификации машин, изготовить опытные образцы и промышленные партии, но и сертифицировать их. На все это, объясняют на МАЗе, нужно время.
Участие минчан в прежних союзных программах принесло существенную пользу: средства, потраченные на техперевооружение, позволили с первых лет после распада СССР до настоящего времени увеличить объем производства примерно вдвое. В ближайшее время планируется выйти на выпуск до 25 тысяч машин в год. Параллельно развивается основанное несколько лет назад производство автобусов и троллейбусов. В ближайшие четыре года на МАЗе планируют освоить инвестиции в размере около 250 миллионов долларов.
“Валдай” начинается в Минске
Если МАЗ работает в тесной связке с Ярославлем, то Минский моторный завод обеспечивает своими двигателями ГАЗ.
Только за минувший год ММЗ поставил в Нижний Новгород почти 18,8 тысячи 4-цилиндровых дизельных двигателей. И это на 4 тысячи, или на 27 процентов больше, чем в предыдущем году. В текущем году предполагается прирост еще примерно на 5 тысяч. Такое сотрудничество выгодно и белорусам, и россиянам, считает гендиректор ПО “Минский моторный завод” Николай ЛОБАЧ. “Нас как партнеров объединяет взаимная заинтересованность в качестве комплектующих, от которых в конечном итоге зависит конкурентоспособность двигателя и грузового автомобиля”, — объяснил он.
В настоящее время, например, среднетоннажные грузовики “Валдай”, которые выпускает ГАЗ, комплектуются только силовыми агрегатами ММЗ. В ближайшей перспективе Минский моторный намерен вместе с группой “ГАЗ” создать в Минске новый автомобильный двигатель стандарта Евро-4. Реализовать проект предполагается в 2007—2010 годах.
Минский моторный завод выпускает три основные модели 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей 44 модификаций мощностью от 60 до 350 лошадиных сил. Они предназначены для тракторов, комбайнов и автомобилей. Ежемесячно предприятие производит более 9 тысяч двигателей. В 2006 году завод изготовил и отгрузил потребителям 106,4 тысячи силовых агрегатов — на 13,4 процента больше, чем в 2005 году.
Проект закрыт. Да здравствует проект?
С 1 января 2010 года Беларусь и Россия планируют снова синхронно полностью перейти на выпуск грузовиков стандарта не ниже Евро-4. Но и этот стандарт уйдет в прошлое, его заменит Евро-5. А это значит, что развитие дизельного автомобилестроения продолжится. Белорусам и россиянам вместе решить эту сложную задачу будет, конечно же, проще.  А это значит, что, вероятно, нас ожидает новая союзная программа.

  Справка “СВ”

Основная цель совместной работы белорусских и российских промышленников в рамках  союзной “дизельной” программы — создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности. Перед российским и белорусским автопромом поставлена задача разработать конструкции и организовать производства различных видов большегрузной автомобильной техники, отвечающей требованиям норм Евро-3 и Евро-4, а также дизельных двигателей, топливных систем, автомобильных компонентов и систем электронного управления.
В целом объем инвестиций, необходимых для реализации программы в 2005—2008 годах, составляет 35 миллиардов российских рублей. При этом на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) потребуется 2,15 миллиарда, на создание мощностей и организацию производства новых автомобилей — 32,85 миллиарда. Эти затраты, как планируется, позволят создать до 2008 года более 4 тысяч новых рабочих мест и сохранить действующие. В результате технического перевооружения предприятий необходимо снизить трудоемкость производства, сократить энергопотребление и объем экологического загрязнения. Расход топлива при эксплуатации дизельных грузовых автомобилей нового поколения будет снижен на 10—20 процентов, а расход масла — в 1,5—2 раза.
Участниками программы от Беларуси выступают РУП “Минский автомобильный завод”, УП “Минский завод колесных тягачей”, УП “Минский моторный завод”. Российскую сторону представляют ОАО “КамАЗ”, “АЗ “Урал”, “Автодизель” (Ярославский моторный завод), Тутаевский моторный завод, Ярославский завод топливной аппаратуры, Ярославский завод дизельной аппаратуры, федеральное государственное унитарное предприятие “НАМИ” (Москва), а также ЗАО “Центральная компания МФПК “Аэрокосмическое оборудование”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter