А ваша мама уже при должности?

Министр труда и социальной защиты Владимир ПОТУПЧИК решительно настроен преодолевать стереотипы общественного сознания относительно роли и места женщины в обществе. И эта его решительность очень понравилась женщинам — участницам международной встречи.

О третьем тысячелетии, напомнил министр, часто говорят как об эпохе гендерного равенства, когда женщины, деятельность которых на протяжении большей части истории человечества ограничивалась домом и семьей, могут полностью реализовать свои способности применительно ко всей палитре человеческих отношений, включая бизнес, политику и государственную службу. Эволюция общественных норм и представлений, связанных с гендерными отношениями, переосмыслением роли и места женщины, происходит и в белорусском обществе. Это закономерный процесс, ведь женщины составляют большинство — 53 процента — всех занятых в экономике. Кроме того, они активны, прилежны, а потому высоко образованны и обладают значительным потенциалом. Они ухитряются успешно сочетать свои материнские и супружеские обязанности с производственными, между делом поддерживая порядок в доме и заполняя продуктами холодильник. Правда, редкие мужчины догадываются, чего им это стоит.
Похоже, недавно назначенный министр труда и социальной защиты — как раз из таких редких мужчин.
— Из-за своей многоликости и многофункциональности женщина нуждается в поддержке со стороны общества и государства, — признал Владимир Потупчик. — Иначе речи быть не может о равных с мужчинами правах. Ведь мужчины не несут этой двойной нагрузки на работе и дома, они больше ориентированы на самореализацию в профессиональной сфере, чем на семью и детей.
В Беларуси ведется работа по совершенствованию национального законодательства в области гендерной политики, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами. У нас принимаются правовые, организационные, административные меры, направленные на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов. В Беларуси последовательно реализовано два плана национальных действий по обеспечению гендерного равенства — на 1996—2000 годы и на 2001—2005 годы. В настоящее время разработан проект очередного такого документа на 2006—2010 годы. Подготовлены законы о внесении изменений в Трудовой кодекс и Кодекс о браке и семье. Эти документы будут в большей степени соответствовать идеологии равных прав и равных возможностей женщин и мужчин.
Как убрать “стеклянный потолок”?
Но права и возможности, как следует из речи министра — две разные величины.
При равных с мужчинами правах и более высоком уровне образования женщины чаще попадают в разряд безработных, а средний уровень их зарплаты ниже, чем средний уровень доходов мужчин. Работодатели тоже люди, и стереотипы общественного сознания им не чужды.
— Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что актуальным для нашей страны является повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, создание условий для оплачиваемой занятости женщин. Поэтому основные усилия сейчас направляются на смягчение ситуации с женской безработицей, недопущение дискриминации в сфере труда. Политика гендерного равноправия предполагает и паритетное участие женщин и мужчин в принятии решений на всех уровнях.
В современной Беларуси отчетливо проявляется тенденция к увеличению количества женщин на руководящих должностях, расширяется их участие в экономической, социальной, культурной и политической жизни. В Национальном собрании 51 женщина — это 30 процентов от общего числа депутатов. 44 процента состава местных Советов депутатов всех уровней — женщины. Посты заместителей министров занимают 11 женщин, это 12 процентов от всех занятых на этих должностях. На международной арене Республику Беларусь представляют 4 женщины в ранге посла.
В Беларуси женщины работают в органах государственной власти и управления, судебной системе, силовых министерствах и ведомствах, они возглавляют политические партии и общественные объединения. Сегодня в стране около 20 женских общественных объединений. Диапазон их действий достаточно широк — от оказания помощи нуждающимся до профилактики домашнего насилия и противодействия торговле людьми.
В то же время мы продолжаем жить в “мужском” обществе: чем выше уровень принятия решений, тем меньше на нем женщин.
— Женщины по-прежнему несут основное бремя неоплачиваемого домашнего труда, — подтвердил министр. — Для неполных семей во главе с женщинами высока вероятность попадания в категорию малообеспеченных. Женщины все еще сталкиваются с проявлениями дискриминации на рынке труда.
По мнению высокого должностного лица, гендерное неравенство порождает много проблем и у мужчин:
— Уменьшается влияние отцов на воспитание детей. С этой проблемой тесно связана недооценка обществом отцовской ответственности за социализацию детей. В сфере социального обеспечения мужчины, воспитывающие детей в одиночку, до сих пор не имеют всех прав, которыми пользуется оказавшаяся в аналогичной ситуации женщина. Не все льготы и гарантии, связанные с воспитанием детей, распространяются на работающих отцов.
Государственная социальная политика в условиях экономических реформ будет, в частности, направлена на создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации женского права на труд, создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность женщин на рынке труда, право женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья, в том числе репродуктивного, сбалансированное распределение профессиональных и семейных обязанностей между мужчинами и женщинами.
Семья и люди
— Семья является естественным защитным механизмом для ее членов, — отметил министр труда и социальной защиты. — Задача же государственной системы социальной защиты состоит в том, чтобы поддержать и усилить этот механизм, а не подменять его. Общая задача социальной политики в отношении семьи — способствовать укреплению ее потенциала. То, как она решается, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе.
Сегодня основными формами государственной помощи семье являются денежные выплаты и пособия, пенсии в связи с рождением и воспитанием детей. А также материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и иные льготы родителям и детям, оказание социальных, медико-психологических, педагогических и других услуг. Чтобы помочь женщине совмещать семейные и профессиональные обязанности, государство развивает сеть дошкольных учреждений. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, согласно законодательству, уже давно признается общественно полезным трудом. Матерям, воспитывающим троих и более детей, или воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также одиноким матерям, воспитывающим двух и более детей, предоставляется свободный от работы день в неделю с сохранением среднего дневного заработка.
— В целях сбалансированного распределения семейных обязанностей между женщинами и мужчинами в настоящее время прорабатывается вопрос о распространении права на свободный от работы день и на отца ребенка. Родителям должно принадлежать право выбора, кому из них воспользоваться государственными гарантиями, связанными с воспитанием ребенка.
Значительное внимание уделяется поддержанию материального уровня семей, в которых появляются дети. Как бы трудно ни приходилось, государство изыскивало возможности для поэтапного увеличения единовременных денежных выплат и ежемесячных пособий, обеспечения их своевременных выплат. Сейчас государственную помощь в виде пособий получают около 580 тысяч детей — примерно 29 процентов от их общего количества.
Одной из острых проблем остается обеспечение семей с детьми, особенно молодых, жильем. В 2004—2005 годах принят ряд указов главы государства и постановлений Совета Министров, которые предоставляют молодым семьям право на внеочередное получение кредитов для строительства или приобретения жилья, а также на финансовую помощь в их погашении.
Владимир Потупчик отметил, что недавно в республике принята третья по счету программа “Дети Беларуси” на 2006—2010 годы, разработан проект Национальной программы демографической безопасности. Этими документами предусмотрено увеличение с 2 до 3 бюджетов прожиточного минимума размера единовременного пособия в связи с рождением первого ребенка и с 2 до 4 БПМ — при рождении второго и последующих детей. Планируется повышение размера ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 100 процентов БПМ к 2009 году (в настоящее время это пособие равняется 65% БПМ). Будут пересмотрены условия предоставления бесплатного питания детям первых двух лет жизни. Расширится перечень услуг, предоставляемых семьям территориальными центрами обслуживания населения.
Владимир Потупчик подчеркнул, что в течение двух лет планируется проработать вопросы предоставления молодым семьям финансовой поддержки для погашения задолженности по выданным нельготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. Она составит 20 БПМ в случае рождения первого ребенка или при наличии одного ребенка, 40 БПМ — при рождении второго ребенка или при наличии двоих детей, 50 БПМ — при рождении третьего и последующих детей. Увеличится и размер финансовой поддержки при погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья: с 30% до 50% при рождении третьего ребенка или наличии троих детей, с 50% до 70% в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых.
— Это существенная помощь, — справедливо заметил министр. — Ведь в поддержке семьи, материнства, отцовства и детства заинтересованы все, от государства до общественных и благотворительных организаций.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter