А ваш ребенок талантлив?

Для каждой мамы ее ребенок — самое большое сокровище. Именно он — самый красивый, самый умный, самый сообразительный и совсем не похож на других детей. И когда он вырастет, то станет... — нет, не обычным строителем, поваром или водителем грузовика. Он непременно будет знаменитым спортсменом, актером, певцом! И вы совершенно правы — ваш дорогой малыш, несомненно, талантлив, как талантливы вообще все дети. Но как нащупать ту невидимую грань, за которой ребенок становится не просто талантливым, а одаренным? Как “не пропустить” своего ребенка, суметь разглядеть в нем как способности, так и дар Божий? Об этом корреспонденту “Семьи” рассказывает педагог-психолог социально-психологической службы центра внешкольной работы “Контакт” Центрального района Минска Екатерина ФИЛАТОВА.

Талантливый или одаренный?
Для начала давайте определимся: что значит талантливый ребенок, а что — одаренный? Талант характеризуется высоким уровнем развития способностей, который проявляется в творческих достижениях, и практически у каждого малыша при систематических занятиях можно развить способность к творчеству в различных его проявлениях — рисовании, пении, танцах и т.д. Понятие же одаренности более узкое, чаще выражается в какомлибо определенном виде деятельности или творчества, основывается на особой организации мозга. Его принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком своих ровесников при прочих равных условиях. Существуют проявления одаренности, по которым внимательные родители могут заметить, что в семье растет незаурядный малыш еще тогда, когда ему всего 4—6 лет. Если ваш ребенок:

- мыслит оригинально и творчески;
- у него неисчерпаемая жажда познания и неистощимое любопытство;
- яркое воображение, которое проявляется в сочинительстве, изобразительном искусстве, нечеткость в разграничении реальности и фантазии;
- отличная память, преувеличенные страхи;
- тонкая моторная координация;
- он предпочитает общество старших детей и взрослых;
- изобретает собственные слова;
- остро реагирует на несправедливость;
- превосходно владеет искусством речи;
- он добрый, открытый, понятливый...
... вы можете обратиться за советом к психологу (например, в детском саду либо во внешкольном учреждении и др.), который поможет окончательно расставить все точки над “i” и сориентировать в дальнейшей реализации неординарных способностей вашего ребенка.
В любом случае развитие детских талантов, одаренности требует определенных условий: поддержки и помощи взрослых, психологического комфорта ребенка и необходимой социальноматериальной базы.
Но даже если вы, дорогие родители, не нашли у любимого чада всего вышеперечисленного, не стоит переживать. Вопервых, одаренность ребенка может проявиться не только до школы, но и гораздо позже. А вовторых, не забывайте, что все дети талантливы! Это доказанный факт. И если вы до сих пор не обнаружили у своего дошколенка ярко выраженных способностей, то, возможно, они еще не проявились. Недаром сегодня существует такое большое количество разнообразных кружков и секций, рассчитанных на деток разного возраста и увлечений. Можно посетить с малышом несколько кружков и понаблюдать, что ему больше нравится. Если малыш стесняется, неуютно чувствует себя без поддержки близкого человека, изберите такую форму занятий, где в творческом процессе родители участвуют вместе с детьми. Какие замечательные у вас получатся картины, нарисованные или вышитые бисером вместе с малышом!
Если же вы видите, что у вашего чада явные способности к какойлибо деятельности, но в какойто момент он устал, заленился или по какойто другой причине не хочет больше посещать занятий — не стоит все пускать на самотек. Тут уж вам нужно проявить максимум усилий, чтобы заинтересовать своего ребенка. Вовлеките в занятия старшего друга (подружку), нарисуйте заманчивые перспективы: будешь заниматься борьбой — никто не сможет обидеть; у тех, кто занимается танцами — красивые, стройные фигуры и масса поклонников и т.д. Как говорил кто-то из великих: без труда талант — фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.
Не просмотрите необычное
Основная задача родителей — внимательно относиться к своему малышу, стараться отследить проявление таланта (одаренности) через различные виды деятельности, которыми он любит заниматься: игру, рисование, танцы и т.д. И если заметили чтото необычное, из ряда вон выходящее — необыкновенные рисунки, неукротимый полет фантазии, небывалый интерес к чемулибо, — не поленитесь проконсультироваться у специалиста. Кто знает, может, ваше дитя ожидает замечательное будущее!
Но будьте осторожны, ни в коем случае не навязывайте ребенку свои желания и не воспринимайте своего отпрыска как возможность реализовать свои неосуществленные мечты и амбиции. Старайтесь прислушиваться к желаниям и интересам самого малыша, доверяйте ему и его здравому смыслу.
Вот еще несколько советов родителям:
- поддерживайте в малыше интерес к творчеству;
- никогда не ругайте его за то, что он делает чтото не так, как все;
- уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий и игр;
- помните, что вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к вам;
- найдите для своего малыша друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
- не увлекайтесь соревновательными методами;
- не говорите об одаренности или талантах ребенка в его присутствии, не перехваливайте его;
- не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником (доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью ребенка).

И самое большее, что вы можете сделать для своего любимого чада, — подарить ему ваши любовь, внимание и заботу. Тогда таланты вашего малыша раскроются в полной мере, он будет пребывать в душевном равновесии, в гармонии с самим собой и окружающим миром. А это, пожалуй, самое важное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter