А в Украине — «хатынки»

Недавно мой армейский приятель из Киева, а ныне бизнесмен в этой сфере отдыха, прислал по «электронке» интересное местное объявление. А в нем: «Комфортабельная усадьба в экологически чистом уголке Украины, национальная кухня, гостеприимные хозяева, экскурсии по живописным местам». С припиской от приятеля, что примерно таков стандартный текст в печатных СМИ и на интернет-сайтах, предлагающих услуги от украинских «домиков в деревне».

Как считают тамошние эксперты в сфере агроэкотуризма, введение категорий для усадеб снизит цены на отдых в деревне.

Недавно мой армейский приятель из Киева, а ныне бизнесмен в этой сфере отдыха, прислал по «электронке» интересное местное объявление. А в нем: «Комфортабельная усадьба в экологически чистом уголке Украины, национальная кухня, гостеприимные хозяева, экскурсии по живописным местам». С припиской от приятеля, что примерно таков стандартный текст в печатных СМИ и на интернет-сайтах, предлагающих услуги от украинских «домиков в деревне».

Заинтересовался, так ли все идеально на самом деле. Украинский эксперт Алексей Простаков мне на это ответил: картина может быть совсем иной. Еда окажется однообразной, комнаты тесными, а удобства — отсутствующими. Конечно, не все хозяева усадеб, мягко скажем, вешают лапшу на уши своим потенциальным гостям. Но и турист должен понимать, что качество его отдыха зависит исключительно от порядочности хозяина. Потому как законодательно понятия «сельский зеленый туризм» в Украине... попросту нет!

Можно, конечно, выбрать себе отдых и по интересам, и по цене. Средняя стоимость суточного проживания одного человека в Прикарпатье — 150 гривен. Для сравнения: в польской деревне — в 2—3 раза дешевле.

В противовес украинской белорусская нормативно-правовая база в сфере агроэкотуризма ушла далеко вперед. С этим мнением специалистов БОО «Отдых в деревне» согласен и председатель Союза содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине Владимир Васильев. Утверждает, что именно отсутствие правовой базы больше всего тормозит развитие рынка украинского отдыха по-деревенски.

«Рынку зеленого туризма в Украине есть куда расти, — продолжает свою мысль Васильев. — Мы предлагаем использовать опыт наших соседей. В Польше зарегистрировано порядка 15 тысяч усадеб, там больше 100 тысяч койко-мест — только в частном секторе! Примерно столько же, сколько у нас в гостиницах. А турист часто предпочитает именно домашнее питание и проживание».

На украинских ценах сказывается и общее подорожание продуктов питания, и отсутствие какой-либо государственной поддержки отрасли. Тут Васильев приводит в качестве положительного примера Беларусь. Его очень удивляет и огорчает одновременно, что белорусский предприимчивый человек, решивший заняться зеленым туризмом, может взять в банке выгодный пятипроцентный кредит. А почему огорчает? Да просто украинские хозяева туробъектов в глубинке не могут себе такое позволить.

Но все же украинцы сделали первый шаг от необустроенности к цивилизации. Союз содействия развитию сельского зеленого туризма ввел категории для сельских усадеб. Это все равно, что звезды для гостиниц. Многие страны Европы имеют свои обозначения класса предоставляемых услуг в сельском туризме. В Польше используют подсолнухи, в Беларуси — изображения петушков. Союз содействия развитию сельского туризма в Украине сделал национальным знаком «хату под соломенной крышей». Или, проще говоря, «хатынку».

— Эти знаки могут многое рассказать и о цене, и о качестве, — размышляет Васильев. — Три «хатынки» на усадьбе будут обозначать высший класс услуг и, соответственно, наивысшую стоимость. Сейчас же любой хозяин может сам установить цену в 150 гривен с человека за сутки, но, оказывается на практике, соответствующих удобств у него просто нет. За что тогда платит гость?

Введение категорий позволило снизить цену там, где услуги недостаточно представлены. «Хатынки» присваиваются по добровольному желанию хозяев, а таких желающих достаточно.

Подобный опыт в Украине уже есть в Ивано-Франковской области. С 2006 года в регионе работает проект по категоризации. Местная система также предполагает три уровня. Знаком качества, правда, служит свое оригинальное изображение — пихты. Из всех региональных усадеб категоризацию прошли более половины, и этот процесс еще продолжается. По словам украинских экспертов, проект подтолкнул многих домовладельцев к тому, чтобы они оформили свою деятельность как частное предприятие и платили налог. Но сколько таких предприятий в области и в целом по стране, сказать невозможно: нет статистики.

В Украине, по мнению Васильева, туристы просто не знают обо всем ассортименте предложений, так как хозяева усадеб редко контачат с туристическими фирмами. Невыгодно такое сотрудничество и самим агентствам, ведь от сделки они получают всего по 10 процентов комиссионных. Прибыль в этом случае в разы меньше, чем от продажи туров.

Ситуацию спасает все та же категоризация. Обозначенные «хатынками» усадьбы попали уже в Национальный каталог, были представлены на специализированных выставках, в журналах и, таким образом, стали ближе к потребителю.

— Но как бы ни старались общественные организации, областные чиновники и сами предприниматели, конечно же, без закона, регулирующего рынок агроэкотуристических услуг, не обойтись, — подытоживает Владимир Васильев. — Нужно учесть мировой опыт и создать, по белорусскому варианту, специальные налоговые льготы для предпринимателей, работающих в сфере зеленого туризма. Тогда на рынок выйдут другие игроки, которые будут предлагать туристу не только постель и обеды, а и всевозможные развлечения — поездки верхом, посещения пасек, рыбалку... Когда рынок законодательно сформирован — и туристу легче выбирать себе отдых. И по интересам, и по цене...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter