В службу аварийно-восстановительных работ "Мингаза" поступает в сутки до 200 вызовов

А у вас в квартире газ!

«Газ–9! На заявку!» 5 минут — и команда в сине–желтых спецовках с надписью «Мингаз» уже едет по адресу. 25 человек из аварийной бригады круглосуточно следят за тем, чтобы в наших домах было бесперебойное и, самое главное, безопасное газоснабжение. В чем сложность такой работы, выясняли корреспонденты «СБ».


...В ожидании срочного выезда коротаем время в диспетчерской, куда стекаются все вызовы 104 по Минску и Минскому району. Телефоны не умолкают. Диспетчер терпеливо объясняет, куда следует позвонить по конкретному случаю, что–то объясняет про счетчики и напоминает, что самому ни в коем случае туда лезть нельзя. Напротив нас — большая, во всю стену карта города и района с красно–извилистой разметкой из 5.162 газопроводов. У диспетчера на столе несколько мониторов. Каждые два часа тут проверяют проходную способность газа на линиях. Все 567 газораспределительных пунктов — места, где регулируется давление газа — постоянно на глазах у работников диспетчерской службы. В случае аварийной ситуации окошко с номером пункта загорается красным, если желтым — идут ремонтные работы.

— Обычно в день у нас в зависимости от сезона от 50 до 200 вызовов, — рассказывает начальник службы аварийно–восстановительных работ УП «Мингаз» Александр Суворов. — Самый горячий период — осень–зима, когда люди начинают подключать газовые отопительные и водонагревательные приборы. В январе количество аварийных вызовов достигало 260 в день. Конечно, если бы все выполняли хотя бы элементарные правила безопасности, таких звонков было бы меньше...


Перед тем как отправить бригаду на выезд, диспетчер расспросит о причине вызова и проведет подробный инструктаж, как вести себя в той или иной ситуации. Обязательно выезжают по всем звонкам, хотя далеко не каждый требует вмешательства «аварийки». Часто, перестраховываясь, люди звонят в 104, путая запахи красок, лаков и растворителей. У кого–то захлопнулась дверь, а на плите кастрюля — бригада тоже едет. Бывает, звонят совершенно не по делу. Потому каждый телефонный разговор в диспетчерской записывается, а работники непременно ездят с видеорегистраторами. На наших глазах уже несколько раз выезжали и возвращались ремонтные бригады. В основном по мелким неполадкам в газовых плитах. В такой бригаде работают двое: старший слесарь и слесарь–водитель. В аварийной же бригаде — четыре человека.

«Газ–1! На выезд!» С бригадой № 1 мы стартуем по аварийному вызову. Начальник смены службы аварийно–восстановительных работ Василий Шпилевский быстрым шагом заходит в диспетчерскую по первому зову громкоговорителя. Получает краткий инструктаж, адрес и бланк с заявкой. «Вызов принят: 10.25. Запах газа». Бригада уже ждет в желто–красной машине с надписью «104». Кстати, в УП «Мингаз» активно обновляется парк машин. Вместо привычных «Газелей» на службу к газовщикам поступают новенькие, с современным оборудованием автомобили, где все оснащено по последнему слову техники. Специальные приборы могут «учуять» утечку газа на расстоянии от 2 до 30 метров, если доступ в дом или квартиру невозможен. Есть большие воздуходувы на случай, если придется спускаться в загазованный подвал или колодец. В машине установлен и компьютер со специальной системой, где на карте обозначены все коммуникации Минска: газопроводы, водопроводы, кабельные сети... Это поможет быстро добраться к прорыву.

При утечке газа прибор подает звуковой сигнал.

Наш путь лежит в дом № 54 на Шаранговича. Водитель с помощью навигатора находит кратчайший маршрут. Пробок на дороге нет — пока включать синие проблесковые маячки и сирену нет необходимости.

— Не всегда водители охотно уступают дорогу аварийным службам, — замечает начальник бригады Василий Шпилевский. — Не случайно все машины у нас оснащены видеорегистраторами: об особо злостных нарушителях мы потом сообщаем в ГАИ.

В «аварийке» Василий Геннадьевич работает 20 лет, а в «Мингазе» — уже почти 40. Повидал всякое. Но не перестает удивляться людской безответственности и невниманию к собственной безопасности:

— Чаще всего в аварийных ситуациях виноваты сами потребители. Забыл кастрюлю на плите — выкипел борщ и залил конфорку. Уронил любимую ложку за плиту, начал ее двигать туда–сюда — и сломал всю трубу. Хорошо, что некоторые еще вовремя вызывают нас, а не пытаются устранить поломки самостоятельно.

Подъезжаем. Во дворе не можем разминуться с мусоровозом. По словам Василия Геннадьевича, заставленные дворовые территории очень осложняют доступ к нужной квартире и отнимают драгоценное время. А иногда и вовсе попасть в квартиру не удается: хозяев нет дома. Тогда работники аварийной службы специальным прибором проверяют, действительно ли есть утечка именно за этой дверью. Если да, то перекрывают газ во всем подъезде и ждут хозяев. А вот если владельцы квартиры уехали в отпуск, то вызываются работники милиции, в их присутствии и происходит вскрытие замка. Конечно, хозяева по приезде не сильно радуются. Некоторые даже обращаются в суд. Только вот отвечать за утечку газа или неисправное газовое оборудование в своей же квартире должны сами жильцы. И оставлять на пару недель весь подъезд без газоснабжения, дожидаясь возвращения отдыхающих, никто не будет.

Василий Шпилевский показывает оснащенность машин.

Еще на подъезде к дому водитель отключил сирену (ее все же пришлось включить, когда мы попали на дороге в пробку) — поднимать панику среди жильцов ни к чему. Идем наверх. Запах чувствуется уже в подъезде и с непривычки сильно бьет в нос. Нас встречает хозяйка квартиры. Окна открыты. На месте предполагаемой протечки — кусок пластилина.

— Очень правильно сделали, — хвалит бабушку начальник смены.

Но сразу же вся бригада меняется в лице: оказывается, до этого утечку газа хозяйка квартиры проверяла... зажженной спичкой. Собственно, только потому, что вспыхнул огонек, женщина и решила вызвать газовую службу: до этого периодически газом попахивало, но не сильно.

— Так делать нельзя ни в коем случае! — объясняет Василий Геннадьевич. — В следующий раз берите воду, разбавляйте в ней мыльную эмульсию и наносите пену на предполагаемое место протечки. Если стали надуваться пузыри — немедленно вызывайте нас!

Проверить утечку газа (хотя она слышна «невооруженным носом» даже нам, непрофессионалам) надо специальным прибором. Хитрый механизм, похожий на большую рацию с трубкой, подносят к трубе. Пищит. Значит, утечка есть. Около 20 минут уходит на то, чтобы заменить изношенный кран и поставить новый. Еще 15 — чтобы разобрать и проверить газовую плиту. Аварийная бригада всегда после устранения неполадок еще обязательно проверит все оборудование и опрессует систему газоснабжения.

— Менять вам пора плиту, хозяйка, — замечает Василий Геннадьевич. — Она уже давно свое отслужила, ей больше 20 лет.

Хозяйка, видимо, не согласна: мол, и пироги хорошие, и ведь не плита сломалась, а всего лишь кран. Но пользоваться плитой после истечения срока ее эксплуатации (в зависимости от марки и года выпуска — в среднем 10 — 14 лет) нельзя. А вот все плиты старше 20 лет подлежат обязательной замене. Кстати, полное техническое обслуживание газопроводов и газоиспользующего оборудования проводится раз в 10 лет, в домах, где установлены газовые водонагреватели, — не реже одного раза в год. А отопительные котлы должны проверяться каждый сезон.

Советы «СБ»

Если вы почувствовали запах газа, необходимо:

немедленно звонить по телефону 104;

закрыть кран над плитой или вентиль на баллоне;

открыть окна и двери.

Запрещается пользоваться электроприборами, зажигать огонь, курить, звонить в загазованной среде.

Цифры «СБ»

По данным ГПО «Белтопгаз», в Беларуси на балансе газоснабжающих организаций на техническом обслуживании находится более 3,8 млн газовых плит, бытовых газовых водонагревателей — почти 416,8 тысячи, отопительных газовых котлов — 467,7 тысячи.

Кстати


Работа службы аварийно–восстановительных работ не ограничивается только выездами по заявкам. Каждый месяц бригады посещают школы и дошкольные учреждения Минска и Минского района, чтобы рассказать о безопасном пользовании газовыми приборами, правилах поведения при утечке газа, а также показать тематические мультфильмы и познакомить ребят с оборудованием машины, в частности, приборами, которыми пользуются при различных аварийных ситуациях — в общем, можно все потрогать, померить и испытать под руководством специалистов.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 192 (25074). Четверг, 6 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter