Как создать ребенку дома удобную, но в то же время рабочую обстановку?

А у нас в квартире класс. А у вас?

Скоро сентябрь. А это значит, ваш ребенок с головой погрузится в учебу. Как создать ему дома удобную, но в то же время рабочую обстановку?

11 колл-рабочее место - 500.jpg


Стол: край ниже уровня груди

Лучшим вариантом будет покупка так называемого трансформера, то есть стола, регулируемого по высоте. Он обойдется дороже обычного, зато избавит от необходимости менять рабочее место в будущем.

Если рост ребенка 110—119 см, высота столешницы не должна превышать 52 см, если более 120 см, нужен уже «взрослый» стол выше 60 см. Главное правило при выборе: край стола должен находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди, чтобы сидящий школьник мог спокойно опираться на поверхность локтями.

Столешница должна иметь размеры не менее 60 см на 60 см, иначе принадлежности, необходимые для выполнения задания, разместить на столе будет невозможно. Оптимальный размер — 120 см на 60 см.

Если размеры комнаты позволяют, вместо привычного прямо-угольного стола можно купить Г-образный, длинная часть которого предназначается для чтения и письма, а короткая — для работы за компьютером. За прямоугольным трудно будет соблюсти рекомендуемое расстояние от глаз до монитора — не менее 50 см.
Столешница рабочего места для школьников младшего возраста должна иметь наклон около тридцати градусов. Предпочтительно отсутствие острых углов. Цвет лучше выбирать спокойный, натуральный.

Стул: по правилу прямого угла

Предпочтение и здесь стоит отдать «трансформеру», причем хорошо, если регулировать можно не только высоту сиденья, но и угол наклона спинки. При правильной посадке стопы ребенка должны полностью касаться пола, а колени быть согнутыми под прямым углом.

Бывает так, что стул покупается «на вырост», в таком случае под ноги необходима специальная подставка. Если смастерить что-то своими руками не получается, положите на пол пару толстых словарей. Но не увлекайтесь: колени ни в коем случае не должны подпирать стол снизу.
Регулируя угол наклона спинки, надо проследить, чтобы ребенок не наваливался грудью на стол и не слишком откидывался назад. При чтении или письме между грудной клеткой и краем столешницы должно быть расстояние 8—10 см.

Стул для младших школьников должен быть без подлокотников. Опираясь на них, ребенок произвольно расслабляет спину и она искривляется.

Коже или кожзаменителю лучше предпочесть обивку с синтетическими волокнами и добавлением натуральных тканей.

Освещение: никаких контрастов

Самый лучший свет — естественный. Он должен падать с левой стороны, тогда правая рука не будет отбрасывать тень на страницу тетради или учебника. Но если ваше чадо пишет левой, делать надо все наоборот.

Лучше всего ставить стол боковой частью к окну, причем так, чтобы ребенок сидел спиной, а не лицом к стене. Разместив его непосредственно напротив окна, как делают многие родители, мы получаем две проблемы. Во-первых, солнечный свет будет отражаться от поверхности стола, мешая ученику заниматься. Во-вторых, отвлекать будет и желание посмотреть, что происходит на улице.

Для работы в темное время суток на столе обязательно должна быть лампа, обеспечивающая теплый, мягкий свет. Оптимальным вариантом считается обычная 60-ваттная лампочка, покрытая матовым абажуром. Галогеновые светильники слишком яркие, а люминесцентные дают невидимое мерцание, которое очень утомляет зрение.

При этом надо следить, чтобы вечером остальная часть комнаты не находилась в полумраке, ведь контраст может тоже сказаться на здоровье глаз. Лучше всего использовать несколько бра либо торшер, чтобы получить рассеянный свет.

Рабочее пространство: пыли — бой

Обратите внимание на поверхность рабочего стола. На ней обязательно должна стоять подставка для учебников, а также для ручек, карандашей и фломастеров. На стене можно повесить наглядные пособия, календарь или расписание уроков. Кроме того, психологи советуют разместить неподалеку часы, чтобы ребенок мог делать 10-минутный перерыв после каждого часа занятий.

Приучите свое чадо следить за чистотой и порядком на столе. Необходимо каждый день протирать от пыли рабочую зону.

На поверхности ничего лишнего лежать не должно, каждому предмету нужно найти свое место, исходя из того, как часто школьник им пользуется. Самое необходимое — тетради и учебники — надо сложить в тумбочку с выдвижными ящиками, которая будет стоять под столом или рядом с ним. Тогда ребенку не понадобится лишний раз вставать с места, выполняя домашнее задание.

Для книг повесьте специальную полку. Проследите только, чтобы ребенок до нее доставал. Так они не загромождают место, но в то же время их в любую минуту можно взять.

Если есть свободный участок стены, повесьте грифельную или офисную доску. Это поможет делать уроки, а в школе прибавит уверенности, когда будет вызывать учитель.
Психология: приятно на ощупь

При оформлении рабочего уголка нужно учитывать не только возраст, но и пол ребенка. Психологи говорят, что мальчикам необходимо более яркое освещение, иначе они быстро устают и теряют интерес к учебе. Кроме того, для комфортной работы им требуется гораздо больше свободного пространства. Что касается девочек, то они уделяют большое внимание тактильным ощущениям. Покупая школьную мебель для дочки, проследите, чтобы стол и стул были приятными на ощупь.

Во время выполнения домашних заданий обеспечьте ребенку тишину и спокойствие. В помещении не должен быть включен телевизор или играть музыка, попросите всех домашних не шуметь.

Рабочую зону желательно отделить от игровой. Баррикад возводить не надо, достаточно отгородить пространство легкой мебелью или ширмой. Обозначить учебную зону можно и цветом. Его лучше сделать нейтральным — коричневым, светло-желтым или бежевым. Эти оттенки повышают умственную активность и помогают сосредоточиться.

Малышу сложно усидеть за уроками, если в его поле зрения постоянно будут попадать любимые игрушки. Но и слишком далеко убирать их не следует, достаточно просто сложить в коробку и оставить в пределах его досягаемости.

На  заметку

Компьютер и дети:  как подойти к вопросу грамотно

екоторые родители стремятся полностью ограничить общение своих детей с вычислительной техникой. Но это, наверное, не совсем верно. Сегодня компьютеры — неотъемлемая часть нашей жизни, и дети должны получать необходимые навыки. Главное, нужно подойти к этому вопросу правильно.

Выбирая компьютер для ребенка, помните: желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана.

Расстояние от монитора до глаз ребенка должно составлять 60—70 см, а линия взгляда — приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения бликов необходимо применять светильники рассеянного света, помогут также жалюзи или занавески на окнах. Оптимальная ориентация окон помещений для работы с компьютером — север и северо-восток.
Комнату надо периодически проветривать для создания благоприятного микроклимата (19—21 °С при 55—62 % влажности воздуха). Возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха, или же следует чаще проводить влажную уборку.

Монитор необходимо индивидуально настраивать по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне) и размер шрифта.

Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3—7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером в школе не должна превышать: в 1—5-м классах — 15 минут, в 5—7-м — 20 минут, в 8—9-м — 25 минут, в 10—11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут — на втором.

Домашние занятия с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.
Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо прогулки.

Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером, паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами — для более старших школьников.

Владимир СТАТКЕВИЧ
protaskin@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter