Гиганта покрасили в красный цвет, чтобы выглядел, как настоящий огнеборец.
Небольшой город Междуреченск окружен угольными шахтами и разрезами. Различные ЧП происходят часто.
– За десять лет моей работы не раз приходилось спасать загоревшуюся технику, – рассказал «СВ» главный инженер автотранспортного предприятия «Центральное» Денис Ермолов. – Карьерная техника – огромных размеров, тушить ее обычными машинами, объем цистерн в которых всего четыре тонны, очень сложно. В горных выработках нет возможности дозаправки, поэтому пожарным приходится уезжать, а потом возвращаться. А ведь на счету каждая минута.
Вот и пришла в голову угольщикам необычная идея: на разрезе «Красногорский» стоит старенький БелАЗ, почему бы не превратить его в огнеборца? Вместе с пожарными стали думать, как заставить гигантскую технику работать по-новому.
– Нашли на складе мощный, но неисправный насос, – вспоминает зам-начальника междуреченского пожарно-спасательного отряда Игорь Коровкин. – Мастера разреза выточили для него новый вал, заменили детали.
В обычных пожарных ЗиЛах насос работает от двигателя автомобиля. Присоединить его таким же способом к БелАЗу невозможно. Попробовали подключить к гидравлической системе.
– Запустить его запустили, но мощности не хватало, – поясняет старший механик авторемонтных мастерских Алексей Чижевский. – Нашли большой электродвигатель. Заработало!
Сварили огромную цистерну объемом шестьдесят тонн. Внутри установили специальные волнорезы.
– Их устанавливают и в обычной четырехтонной автоцистерне, чтобы машину, наполненную водой, не колыхало волнами. Если наш объем воды начнет плескаться, 167-тонный БелАЗ может на ходу опрокинуть, как пушинку, – поясняет Алексей Чижевский.
Восемь месяцев ушло на создание пожарного гиганта. Первые испытания провели летом.
– Насос «потек» со всех сторон, – рассказывает Игорь Коровкин. – Поэтому пришлось докручивать и доделывать.
«Ласточку», как ласково назвали громадину создатели, привели в порядок и внешне – покрасили в ярко-красный цвет с белыми полосами, как и подобает настоящей пожарной машине.
В ноябре прошлого года самая большая пожарная машина не только в стране, но и в мире, вышла на службу.
– Этот БелАЗ мы будем использовать не только на нужды наших разрезов, – говорит главный инженер АТП «Центральное» Денис Ермолов. – Всегда готовы прийти на помощь городу. Работает на БелАЗе добровольная пожарная дружина – четыре сотрудника предприятия в две смены.
В дни без происшествий самосвал простаивать не будет. Как и до преображения, продолжит убирать снег на разрезе, а летом поливать водой, чтобы прибить угольную пыль.
Александра БЕРДНИКОВА
Генералы песчаных карьеров
С конвейера в Жодино сошел трехтысячный 130-тонник.Юбилейного великана на заводе выпустили прямо в День защитников Отечества. Самосвал БелАЗ-7513 – самый востребованный и популярный выпускник автомобильного холдинга, его грузоподъемность – 130 тонн. Линейка грузовиков этого класса насчитывает сразу семь модификаций и 140 вариантов исполнения. Юбиляр отправится в Украину.
Жодинские самосвалы рассекают карьеры по всему миру. Грузовики закупают Россия, Украина, Монголия, Иордания, ЮАР, Вьетнам, Казахстан и европейские страны. Сегодня Беларусь занимает второе место в мире по производству карьерных самосвалов. Причем вырваться вперед удалось в кризисный 2016 год:
– В прошлом году объем мирового рынка карьерной техники сократился. Фирм много, но все потеряли продажи. Мы же увеличили на пять процентов, – рассказал генеральный директор БелАЗа Петр Пархомчик.
Теперь в планах компании выйти на первое место, но для этого нужно обогнать лидеров – американцев во главе с «Дженерал моторс».
На предприятии разрабатывают новинку – первый в мире карьерный самосвал, работающий на газе. На четвертой Национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2017 в Москве компания представила проект аэродромного тягача, который поможет буксировать «Боинги» и «Аэробусы».
Модернизировать грузовые автомобили помогает Россия: в Сибири испытывают роботизированный комплекс для их производства, финансируется проект из бюджета Союзного государства.
Елена КАРЛИНА