А у дома фермеров стенд с фотографиями... коз

Крестьянское фермерское хозяйство «ДАК» Дзержинского района — единственное в нашей стране, где на промышленной основе получают козье молоко. На этот продукт питания с каждым годом растет спрос. Его употребляют и взрослые, и дети, те, кто имеет аллергию на коровье молоко, кто страдает различными недугами. Еще в древности врачи лечили козьим молоком лихорадку, заболевания почек и нервные расстройства.

Сельские бизнесмены Крыловы из Дзержинского района мечтают наладить у себя и переработку целебного молока.

Крестьянское фермерское хозяйство «ДАК» Дзержинского района — единственное в нашей стране, где на промышленной основе получают козье молоко. На этот продукт питания с каждым годом растет спрос. Его употребляют и взрослые, и дети, те, кто имеет аллергию на коровье молоко, кто страдает различными недугами. Еще в древности врачи лечили козьим молоком лихорадку, заболевания почек и нервные расстройства.

Глава фермерского хозяйства Дмитрий Крылов считает, что любовь к труду на земле ему передалась от матери. Она была биологом, много времени проводила на опытных полях, куда часто брала сына. Но сельским хозяйством Дмитрий занялся не сразу. После школы работал на заводе в Фаниполе, затем учился в радиотехническом институте. В начале 90-х годов прошлого столетия, когда массово давали землю, решил стать фермером. Сейчас, как и тогда, считает, что нашел дело по душе.

Первоначально ему выделили 10 гектаров земли, затем прибавляли, и теперь у фермера 40 гектаров. После нескольких лет первоначального накопления капитала в растениеводстве решил, что пора переходить к животноводству. В 1998 году начал строить свиноферму, а через два года запустил туда животных. Но больших доходов ферма не принесла. Более того, чуть не разорила ее хозяина. Как-то туда завезли больных животных, недуг начал передаваться другим свиньям, и почти все поголовье погибло.

— В этой ситуации, — говорит Дмитрий, — надо было или вообще бросать фермерство, или думать, как восстать из пепла. Решил, что свиньями больше никогда заниматься не буду. Следует искать какую-то «эксклюзивную» нишу на рынке сельхозпродуктов. И вот на глаза в одном из минских магазинов попалось козье молоко, произведенное в Москве. Стоило оно значительно дороже коровьего.

И вот на месте свинофермы решили сделать козью ферму. Отремонтировали помещения, купили 80 коз в личных подсобных хозяйствах. Но куда сбывать молоко? Молочные предприятия не брали из-за того, что не было стандартов на эту продукцию, и к тому же ее было слишком мало для предприятий, которые перерабатывали десятки тонн молока в час.

— Чтобы выжить, — вспоминает Дмитрий, — начал возить молоко в Минск и там продавать во дворах. Давал объявления в газеты, вывешивал на подъездах. Хоть с трудом, но козье молоко раскупалось.

Но так долго продолжаться не могло, поэтому параллельно шел поиск оптового покупателя. И он нашелся. Переработкой козьего молока решило заняться волковысское акционерное общество «Беллакт». Конечно, и там на первых порах были трудности, связанные с внедрением стандарта на козье молоко и установкой небольшой линии по его переработке. Но в конце концов дело наладилось, и теперь все молоко с фермы успешно реализуется.

Между тем практически с первых дней работы здесь встала главная проблема: купленные в личных хозяйствах козы давали мало молока.

— И тогда мы решили, — говорит жена Дмитрия Галина, — что нужны племенные животные. Поскольку подходящих в нашей стране не нашли, то купили 16 коз в Литве и 65 — в Латвии. Из этих стран также привезли по два племенных козла. Все животные зааненской молочной породы. После этого производство молока стало расти.

Сегодня на ферме 200 взрослых коз. Их в две смены обслуживают по две доярки и пастух. Есть еще водитель и тракторист. Ветврача приглашают по мере необходимости. Глава хозяйства Дмитрий Анатольевич взял на себя общее руководство и вопросы снабжения. А всем текущим процессом на ферме управляет его жена Галина Эдуардовна.

— Я не просто руковожу, — утверждает она, — а тружусь вместе со всеми. И кормлю животных, и дою.

Очень интересное место на ферме — «детский сад». Это отделение, где живут маленькие козлята. Их после рождения сразу забирают от мам и выпаивают только козьим молоком до трех месяцев. С двух недель малышам начинают давать сено, затем и зерно. Его на муку не мелют. Ведь у коз хорошие зубы, они любят грызть не только зерно, но и кору деревьев.

— В этом «детском саду», — делится впечатлениями Галина Эдуардовна, — среди белых козлят недавно появился один черный, хотя мама и папа у него белые. Выходит, что несколько поколений назад кто-то в роду был черным. Конечно, эту козочку мы будем растить, но ее потомство на племя не оставим. Для хороших надоев нужны только чистопородные козы.

Сейчас на ферме завершается реконструкция, и она станет современным предприятием по производству целебного молока. Главным объектом в обновленном помещении будет доильный зал. И если в настоящее время есть возможность одновременно доить в ведра 12 коз, то зал позволит удвоить это количество. К тому же молоко будет сразу поступать в молокопровод. На ферме улучшатся и условия труда. А в следующем году здесь планируют построить помещение для ремонтного молодняка.

Чем кормят коз? В хозяйстве выращивают зерно и люцерну на сено. В этом году впервые вырастили кукурузу и заложили силос. А еще покупают на сахарном заводе сухой жом. В результате для животных складывается неплохой рацион.

Живут Крыловы в доме недалеко от фермы. Возводят его уже семь лет. Стройка почти завершена, лишь кое-где остались отделочные работы. О том, что здесь живут фермеры, говорит тот факт, что при входе гостей встречает стенд с фотографиями коз и козлят. Здесь же и информация о чудодейственных свойствах молока. Из нее можно узнать, например, что главный представитель древнегреческой мифологии Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. А для грудного ребенка козье молоко по своей структуре напоминает материнское.

Крыловы мечтают поскорее закончить все работы, связанные со строительством дома. А еще хотят в перспективе наладить у себя переработку козьего молока. Это принесет больший доход, чем сейчас. Но есть одна проблема. Санитарные нормы не допускают строительства перерабатывающего предприятия ближе 300 метров от фермы. А это потребует дополнительных затрат на коммуникации. Между тем за рубежом такие небольшие цеха существуют как раз при фермах. И продукция их не хуже тех, что находятся на далеком расстоянии. Может быть, и нам стоит пересмотреть нормы, учитывая, что разрабатывались они, скорее всего, под большие фермы.

На прощание Крыловы попросили всех читателей и их знакомых не обращаться пока с просьбами продать племенных коз. Сейчас фермеры наполняют ими собственное стадо до 300 особей. А потом уже займутся реализацией молодняка.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

НА СНИМКЕ:  Галина КРЫЛОВА на козьей ферме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter