«А ты не воруй!»

Смотрите сегодня на ОНТ в 14.15 фильм «Берегись автомобиля» — картине исполнилось 40 лет
Смотрите сегодня на ОНТ в 14.15 фильм «Берегись автомобиля» — картине исполнилось 40 лет

Приятно смотреть детектив, заранее зная, чем он закончится. С этого ироничного утверждения устами Юрия Яковлева, начинается известный кинорассказ о Деточкине. С течением времени не устаешь отмечать, какой это все–таки едкий фильм, цитатный. Эта комедия положений если не самая удачная у авторского тандема Рязанов — Брагинский, то уж определенно одна из таковых. Но и перипетии, постигшие ленту на стадии утверждения и производства, заставили авторов проявить стоическую волю.

В 1962 году Рязанов и Брагинский закончили сценарий под названием «Угнали машину» (впоследствии обретший более «съедобное» название «Берегись автомобиля»), явившийся их первым опытом совместного сочинительства. У Госкино он хоть и вызвал недоумение и недовольство, но все же был запущен в производство. После этого возникла главная проблема: с исполнителем главной роли. В роли Деточкина Рязанов видел только и исключительно Никулина, но тот сниматься не смог из–за зарубежных гастролей цирка.

Долго не могли найти и исполнителя роли Подберезовикова. На эту роль утвердили сначала Юрия Яковлева, впоследствии блистательно читавшего текст «закадрового» автора, а перед этим уговаривали Анатолия Кузнецова, но тот уж больно хотел сыграть Деточкина.

На роль Деточкина пробовался и Леонид Куравлев, но легкой странноватости в нем все–таки не было. Картину заморозили. И лишь к 1966 году, когда картину повторно запускали, нашли главного героя — только–только получившего Ленинскую премию за Гамлета у Козинцева Иннокентия Смоктуновского. Его визави — следователем Подберезовиковым — назначили Олега Ефремова, за два года до этого снявшегося у Александра Столпера в «Живых и мертвых» (одной из лучших военных эпопей в истории отечественного кинематографа, ставшей лидером проката 1964 года). Из–за всей этой чехарды фильм застрял на 5 лет, но игра, как мы убеждаемся с каждым просмотром, того стоила! Смоктуновского, по опросу читателей «Советского экрана», признали лучшим актером 1966 года. Великий Гамлет — и сразу же жулик! Киношные боссы были в бешенстве... Пришлось Рязанову во время аудиенции получать «добро» от тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой.

Сегодня, пожалуй, каждый из нас, родившихся в СССР, знает эту картину по кадрам, по легкому и мелодичному вальсу Андрея Петрова, по искрометным репликам. Вспомните:

— Свободу Юрию Деточкину!

— Это не дело, когда актер, понимаете, целый день болтается в театре! Насколько лучше играла бы великая Ермолова, если бы днем она стояла у токарного станка!

— Я торгую кулубнику, выращенную собственными руками!

— Положь птичку!

— Папа, мне надоел ваш солдафонский юмор!

— Тебя посодют! А ты не воруй!

«Берегись автомобиля» был первой совместной лентой, в которой снялись вместе Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Они создали блестящий дуэт «человека с высшим образованием» Димы Семицветова и его хамоватого тестя–солдафона, приторговывающего «кулубникой» и произносящего демагогические речи о том, что «с жульем, допустим, надо бороться». Согласитесь, узнаваем и «замахнувшийся на Вильяма нашего Шекспира» режиссер народного театра в исполнении Евгения Евстигнеева. Словом, типажи получились на все времена! А Георгий Жженов, который до этого по известным причинам нечасто появлялся на экране, оказался настолько убедителен в роли гаишника, что у Рязанова потом спрашивали: «Это что, настоящий милиционер?»

На второплановых ролях Рязанов задействовал абсолютно звездную команду: Евстигнеев, Миронов, Папанов, Жженов, Банионис, Невинный, Аросева...

Любовь Добржанская — бесподобная актриса и экранная мама, «поющая про паровоз». Этот фильм — ее дебют в кино. Актриса, запомнившаяся любителям кино главным образом своими эпизодическими ролями. Но себя она считала прежде всего театральной актрисой. Ну уж «театра» в фильме достаточно. Чего стоит один домашний эпизод с сыщиком Подберезовиковым? Чистой воды — театр. Впрочем, у Рязанова чутье на актеров звериное. Профессиональное. Посмотрев сегодня на «опера», играющего после работы на сцене «Гамлета», вы в этом убедитесь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter