Определены наказания для граждан, уклоняющихся от уплаты в бюджет сбора за социальное иждивенчество

А тунеядцы все ноют и наш труд едят

19 ноября Палата представителей Национального собрания проголосовала в первом чтении за поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Определены наказания для тунеядцев, уклоняющихся от уплаты в бюджет сбора за социальное иждивенчество.


В тот же день депутаты рассмотрели еще несколько законопроектов, касающихся, к примеру, стимулирования предпринимательской инициативы. Но их почти не заметили любители споров на интернет-форумах. Зато по поводу «принудительного труда» — хор возмущенных голосов. Мол, чуть ли не крепостное право возвращается в Беларусь. Самые ушлые предлагают полгода не работать, отбыть арест и попросить «убежище» на Западе и полное соцобеспечение. Мол, притесняют, помогите! Но нахлебников, вообще-то, нигде не привечают…

И, судя по всему, «комментаторы» никогда не общались с рыдающими матерями, сыновья которых крепко сели на их шею и, попивая пиво, кичатся своей независимостью: хочу — работаю, хочу — нет. Иначе пафоса изрядно поубавилось бы. Армия зависимых пополняется с каждым днем. Как и тех, кто «принципиально» никому ничего не должен. Современному поколению 25—35-летних социологи часто приписывают такие черты, как индивидуализм вместо коллективизма, к которому привыкли люди постарше. А еще инфантилизм: мне все должны, а я — никому. К примеру, недавно довелось услышать от мастера по маникюру, принимающей клиентов дома: «Принципиально регистрировать ИП не буду — государству ничего не должна!» Но кто будет работать и платить налоги на хорошие дороги, образование, здравоохранение, ремонт улиц? Численность населения в стране на 1 октября — 9 миллионов 494,2 тысячи, в экономике занято 4 миллиона 488,3 тысячи. Работников у нас — меньше половины. Или вы предлагаете заставить работать стариков, повысив пенсионный возраст, и детей? Даже в России обсуждается такая мера, как более поздний выход на пенсию, но не у нас. Молодежь, где вы?

А еще мы очень быстро все забываем. В 80-е годы прошлого века в СССР даже полтора года разрешенного декретного отпуска стали настоящим прорывом в соцзащите, спровоцировавшим «бум» рождаемости. Я, как и многие другие из этого поколения, возможно, своим появлением обязана этой норме. Современные мамы три года спокойно посвящают ребенку. При этом пособие иногда больше зарплаты. Но почему-то никто не вспоминает, что так было не всегда.

Многие привычные нам социальные блага жителям других стран таковыми совсем не кажутся. Вот свежий пример: недавно обсуждали с друзьями, что бы показать знакомым из России за два-три дня? Мирский замок? Беловежскую пущу? И один из нашей компании, представитель той же братской страны, неожиданно предложил свозить гостей на экскурсию в агрогородок: «Обязательно в ФАП зайти, новенькое оборудование в деревне — они на слово не поверят!» Те, кто видел реальную разруху или устал платить за каждый «чих» не очень добрым докторам, почему-то приезжают в Беларусь.

Потенциальных тунеядцев, как подсчитали в Правительстве, полмиллиона. Еще только заговорили о будущем Декрете, а в службах занятости уже выстроились очереди. За 9 месяцев в органы по труду, занятости и соцзащите обратилось около 200 тысяч человек, в прошлом году за то же время примерно на 20 тысяч меньше. Кстати, для некоторых молодых людей, уехавших на заработки, «кризисные» перипетии стали стимулом вернуться. Ведь настоящим рабством оборачивается иногда погоня за «длинным» рублем за границей, а не труд на своей земле.

В кризис ужиматься приходится всем, сокращают пособия и доплаты даже в богатых странах. А человек, как известно, ищет, где лучше. Что и подтверждает статистика: в этом году за 9 месяцев к нам прибыли 22 тысячи иностранцев, в прошлом году за тот же период — 15 тысяч. И, как можно судить по интервью с приезжими, регулярно появляющимся в СМИ, большинство из них рады получить работу здесь. И уровень жизни, складывающийся не только из размера зарплаты, но и возможности поддерживать здоровье, выучить детей и получить то же жилье, пусть и в сельской местности, их более чем устраивает. А ныть — удел настоящих тунеядцев.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter