А третья справка — как взятие Бастилии…

Почему,  отказывая  посетителю, чиновники  не  предлагают  выход  из  положения,  а  только  констатируют факт?

Почему,  отказывая  посетителю, чиновники  не  предлагают  выход  из  положения,  а  только  констатируют факт?

Борьба с бюрократизмом в последнее время стала одной из наиболее актуальных забот государства. Пожалуй, нет в республике человека, который не испытал бы на себе, как работает «одно окно», или хотя бы не слышал о нем. Но, как оказывается на практике, далеко не всегда это пресловутое «окно» решает все проблемы граждан. 

«В качестве доверенного лица я занималась приватизацией квартиры, хозяйка которой, Галина Гришина, имеет право на безвозмездную приватизацию, поскольку квартира была предоставлена ей и ее матери в 1964 году в связи со сносом их частного дома, – пишет нам Ираида Прилищ из Минска. — Это право необходимо было подтвердить тремя основными документами: справкой о решении Мингорисполкома по сносу дома, справкой о том, что за снесенный дом компенсация не выплачивалась, и справкой Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру о том, что Галина Гришина совместно с матерью зарегистрирована в качестве собственницы снесенного дома. 

Первые две справки были получены без проблем и даже раньше назначенного срока, за что отдельное спасибо сотрудникам Минского областного архива. А вот получение третьей заняло массу времени, отняло нервы и здоровье. 

Первый ответ из городского агентства гласил: «Сведения о принадлежности Галине Гришиной снесенного в 1964 году жилого дома не сохранились». К счастью, в архиве хозяйки квартиры оказались документы о регистрации дома в качестве собственности. Казалось бы, вопрос будет решен. Но не тут-то было. Заведующий отделом частной собственности городского агентства признал подлинность печатей и штампов на старых документах, но справку на их основании выдать отказался. 

Мы стали писать и звонить во всевозможные инстанции с просьбой помочь. И тут вдруг оказалось, что утерянная регистрационная книга найдена,  справку можно получить. Квартиру мы в итоге все же приватизировали. Но какой ценой! К тому же остается вопрос: а если бы книга не была найдена, нас так бы и отфутболивали из одной инстанции в другую?» 

По словам заместителя председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Александра Литреева, в худшем случае женщинам, вполне возможно, пришлось бы отстаивать свои интересы в суде, поскольку вопросы собственности имеют много тонкостей и нюансов. Тем более что нередки случаи, когда нечистые на руку люди норовят воспользоваться «давностью лет», чтобы решить за счет государства свои проблемы. К тому же сведения из предоставленных гражданами документов сорокалетней давности нуждаются в проверке, например в сверке с архивными данными. 

— Скорее всего, в случае с так называемой  утерей  документов  сыграл свою роль человеческий фактор. Дело в том, что сведения сорокалетней давности содержатся у нас не в компьютерах, а в старой базе данных, и работники вполне могли посмотреть не туда, не найти нужную бумагу, — объясняет ситуацию заместитель директора Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Андрей Шуманский. – «Одно окно» при всем желании не может решить такую проблему, для поиска старых документов необходимо подключать архивы. Да и хозяева спохватились поздновато — через сорок лет после получения квартиры вспомнили о том, что имеют льготы на приватизацию! 

Что ж, эти доводы можно понять и принять. Но, несмотря на них, у меня все же остались некоторые сомнения. Формулировка «Сведения не сохранились», написанная ответственным работником, и в самом деле выглядит странно. Получается, человеку не предлагают никаких путей выхода из создавшейся ситуации, а просто констатируют факт? А если бы женщина опустила руки и не стала «надоедать» чиновникам звонками и письмами, нашлись бы тогда ее документы? Боюсь, что нет. 

Сегодня, увы, некоторые чиновники не готовы сталкиваться с нештатными ситуациями, проявлять инициативу. И когда возникает вопрос, требующий нестандартного решения, попросту боятся брать на себя ответственность. Между тем чиновничья должность – это не только уютный кабинет и стол, но в первую очередь решение проблем обратившихся к ним  граждан, какими бы запутанными они не оказались. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter