Беларусь располагает огромным запасом ромашки, календулы, чабреца. Что нужно для получения дохода из того, что под ногами?

А травы здесь целебные

В Беларуси для производства лекарственных средств на основе растительного сырья приходится львиная доля импорта. В то же время страна располагает огромным запасом, к примеру, ромашки, календулы, чабреца. Что нужно для получения дохода из того, что под ногами?

Фото БЕЛТА

Исчезающий женьшень

Чтобы набраться сил, в фитоаптеке советуют:

— Лучше всего попить отвар корня женьшеня, — иммунитет укрепляет, повышает работоспособность и ускоряет мыслительные процессы. Только, к сожалению, у нас в аптеке его уже давно нет, попробуйте поискать в коммерческих.

Из интернета узнала, что по рекомендациям восточных врачевателей после 40 лет женьшень, считающийся одним из самых полезных в мире растений, принимает едва ли не каждый китаец, да и у белорусов он на слуху. Следуя совету специалиста, обзваниваю аптеки, коммерческие и государственные. И неожиданно сталкиваюсь с дефицитом. Звонок в Гродненское РУП “Фармация” мои догадки подтвердил: ни в одну из аптек областного центра корень женьшеня в последнее время не поступал, хотя он и включен в Государственную фармакопею. Рынок ушел в другом направлении? 

А вот интернет-предложений действительно оказалось предостаточно. Правда, цены подозрительно разнятся: от 17 рублей до более чем 60 за 50 граммов. Так можно нарваться и на сомнительный корень жизни.

Куда же подевался, к примеру, женьшень? Конечно, он не панацея. Но неужели времена, когда его пробовали выращивать белорусы даже у себя на дачах, канули в Лету? Не выгодно? Нет спроса? В чем причина?

Звоню в совхоз “Минская овощная фабрика”, при котором еще в конце 1980-х заложил знаменитую промышленную женьшеневую плантацию главный агроном совхоза Георгий Виолентий. В свое время она пользовалась огромной славой в стране, являясь поставщиком целебного растительного сырья на внутренний рынок, открыла и горизонты экспорта, получив европейскую премию Генри Форда за сохранение культурного наследия и окружающей среды.



В хозяйстве мне, к сожалению, ответили, что со смертью Георгия Ивановича ушла в историю и плантация.

Судя по всему, таежному корню у нас прижиться надолго не удалось. И дело не только в климате. Для роста инициативы нужно много ингредиентов. А как обстоят дела с исконно белорусскими лекарственными травами?

Не засушить дело

В советские времена у нас была четкая система заготовки дикорастущих лекарственных трав. В то время любой желающий мог собирать на лугу или в лесу целебные дары природы, сдавать их в аптеки или заготовительные пункты потребкооперации, зарабатывать на этом неплохие деньги. Выращивали такое сырье и в промышленных масштабах. Сейчас ситуация изменилась, прерогатива сбора и заготовки перешла к немногочисленным фермерам и частным предприятиям, количество заготовительных организаций можно по пальцам пересчитать, а лексырье в промышленном масштабе принимают считанные фармацевтические компании. В итоге, по оценке специалистов, сегодня у нас заготавливается лишь около пяти процентов возможного объема лекарственного сырья, при том что, по данным ПРООН, около 40 процентов лекарств у нас — это препараты растительного происхождения. И интерес к ним растет.

Тем временем пустую нишу на рынке быстро заполнили импортные аналоги. Однако эксперты полагают, что в перспективе страна может не только полностью обеспечить себя собственными лекарственными растениями, но и экспортировать как сырье, так и готовую фитопродукцию во многие страны.
Заведующая отделом биорегуляторов ГП “Институт биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси”, доктор биологических наук Лилия Надольник по этому поводу приоткрывает давно вынашиваемые планы:

— В Беларуси это направление может стать перспективным. Наш институт, в частности, располагает большим заделом по изучению влияния экстрактов растений на организм человека при различных заболеваниях, и уже имеются соответствующие комплексные фитопрепараты. Мы разработали бизнес-план создания опытного производства по глубокой переработке лекарственного сырья с использованием сверхкритических и мембранных технологий, аналога которому в Беларуси нет. Сейчас представили на конкурс проектов, реализуемых по программе инновационного развития Гродненского облисполкома. Во время международного симпозиума, который проходил в нашем институте, состоялся круглый стол по обсуждению концепции программы Союзного государства “Метаболизм”. Она предполагает комплекс работ по производству лекарственных средств из растительного сырья: от разработки технологии выращивания растений до непосредственного создания высокоэффективных препаратов и оборудования для их производства. 

Но, увы, нередко у нас бывает, что от идеи до ее воплощения проходит огромный срок. Впрочем, гродненское ООО “НПК “Биотест” уже успешно развивает традиции фитотерапии, настойчиво “пробиваясь” на рынок Таможенного союза. Руководитель компании, кандидат биологических наук Николай Дорошкевич делится своим мнением:

— По моему глубокому убеждению, лекарственные средства из растительного сырья могут помочь оздоровлению нации. Это истоки нашей медицины. Ведь в истории человечества временной интервал использования синтетических лекарств — лишь малая толика. Мы еще не знаем, какие последствия для человечества принесет лечение ими. Но, к сожалению, у нас пока фитотерапия находится на низком уровне. Для основательного ее развития нужно прежде всего, чтобы лекарственные травы были стандартизированы. А для того, чтобы мы начали уходить от импорта, необходимо, чтобы сошлись воедино интересы государства, производителей и потребителей.

Куда спрятались ромашки

Совхоз “Большое Можейково”, что в Щучинском районе, — единственное сельхозпредприятие страны, специализирующееся на выращивании ромашки, пустырника, расторопши, календулы, валерианы. Такую специализацию сохранили еще с советских времен, как, впрочем, и основное производственное оборудование, давно требующее масштабного обновления.

По сравнению с временами расцвета, совхозу пришлось существенно сократить свои необычные плантации. Под них задействованы площади в 420 гектаров, а в былые времена только одну валериану выращивали на 300 гектарах. Есть свой фасовочный цех, мощность производства — около 220 тонн готовой продукции в год. 

Директор КСУП “Совхоз “Большое Можейково” Юрий Белявский замечает, что хозяйство не только могло бы вернуть прежние масштабы, но и увеличить плантации и выпуск готовой продукции. Требуется техперевооружение:

— Можейковское сырье сегодня дороже, чем польское. На себестоимости сказываются энергозатраты. Средства на техническое переоснащение нужны немалые, своими силами совхозу не справиться. Будучи отечественным производителем импортозамещающего сырья, надеемся на государственную поддержку. Если совхозу развивать это направление, необходимо не только переоснастить имеющиеся цеха, но и построить новые. 

Следует заметить, что хозяйство при такой конкуренции умудряется держаться на плаву: всю свою готовую расфасованную продукцию продают у нас в стране и России, пробные партии отправили в Литву и Польшу. Кстати, на отечественном рынке совхоз работает только с государственными аптеками. И по наблюдениям фармацевтов, на можейковские средства у белорусов спрос особый. 

Пока же специалисты уникального для страны сельхозпредприятия подсчитывают, какой могла бы быть экономия. Арифметика несложная: один килограмм ромашки оптом на экспорт уходит примерно за 3 доллара. За эту же сумму можно продать 3 стограммовые коробочки лекарственного средства — был бы цех помасштабнее.

Тем временем, будучи наслышанными о сохранившемся с советских времен уникальном совхозе, в “Большое Можейково” периодически приезжают зарубежные фермеры с просьбой продать семена и научить технологии выращивания и переработки лекарственных растений. 

Что имеем, не берем

По данным ученых, у нас насчитывается около 270 видов высших растений, или одна шестая часть флоры. Общий биологический запас этого сырья внушителен, но реально используется лишь толика даров природы. А ведь при разумном подходе можно было бы возобновить практику сбора целебных растений населением, возродив и модернизировав заготпункты. Но, к сожалению, реальность такова, что уходят исконные знания о лекарственных растениях, исчезает культура их сбора.

Что касается хозяйств, в том числе фермерских, поддерживающих и развивающих эту отрасль, то им сложно противостоять новым тенденциям в химической медицине.



Валерий Шнигир уже 13 лет на Новогрудчине занимается выращиванием лекарственных трав. Его фермерское хозяйство “Арника горная” пользуется заслуженным авторитетом. Целительных гектаров здесь около 200. О конкурентной борьбе фермер Шнигир знает не понаслышке:

— Большинство отечественных производителей медпрепаратов импортируют растительное сырье, таким образом поддерживая заграничных фермеров или хозяйства, занимающиеся выращиванием лекарственных трав. Нам, к примеру, удается пока поддерживать контакт лишь с Минским заводом медпрепаратов.

В итоге белорусы видят в аптеках растительные препараты. Да, они упакованы в нашей стране, но травы выращены за ее пределами. Это абсолютно не говорит о том, что качество нашего сырья импортному уступает. Просто нам нужно учиться не только производить, заготавливать что-то, но и учиться продвигать, рекламировать товар. Замыкать на нем товаропроводящие цепочки. Можно, конечно, пытаться добиваться введения неких нетарифных барьеров для привозной продукции. Однако, думается, это не тот путь, который даст нужный результат. Ведь задача стоит не только насытить свой рынок, но и закрепиться на зарубежном. 

Зная, что “Арника горная” уже выращивает около 20 видов целебных растений, спрашиваю у опытного фермера, не намеревался ли он вырастить пресловутый корень жизни?

Валерий Шнигир откровенно говорит:

— Женьшень очень прихотливое растение. Чтобы корень созрел, нужно пять лет за ним ухаживать. Выгодно ли его сегодня выращивать нашему фермеру, судите сами. Ведь и более нетрудозатратные травы продаются нелегко. 

МНЕНИЕ

Георгий Гриц, проректор ГУО “Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности “Кадры индустрии”:


— Лекарственные средства на основе растительного сырья — это прежде всего одна из сфер деятельности НАН. При этом важно, чтобы ученые и практики работали в тандеме, наиболее прогрессивные научные исследования и разработки внедрялись. Выращивание лекарственных растений — это, на мой взгляд, может быть прерогативой для частника, а со стороны государства должны быть налоговые преференции. Фитопродукция могла бы стать своеобразным брендом нашей страны, которая позиционируется с экологической направленностью. К слову, во времена царской России территория современной Беларуси являлась лидером по поставкам иван-чая, экспортная позиция в Европу была сопоставима с поставкой меха. А сейчас чаи на основе этого целебного растения к нам завозят из Сибири, к сожалению, теряем мы и другие лекарственные растения.

Нужно больше фитоврачей

От поколения к поколению передавались знания об использовании всяких настоек, вытяжек. Когда, что собирать, как сушить. Того, кто обладал и обладает этими знаниями, называют “зелейниками”, “травниками”, “знахарями”. Один из их главных постулатов: “Прежде, чем ту же ромашку сорвать, ей следует поклониться и попросить поделиться природной силой для исцеления недуга”.


Светлана Лапина из поселка Желудок Щучинского района соединила воедино родовые знания о травах и медицинские. Она врач-фитотерапевт, продолживший дело отца — дипломированного врача и известного на всю округу травника Ивана Егорова:

— Я познала силу трав еще в детстве, бабушка нас от всех болезней ими исцеляла и при этом наставляла: “Если будешь пить таблетки, до моих лет не доживешь”. Став врачом, я занялась основательным изучением целебной природы трав и на практике убедилась в их силе.

Пользуясь особым знанием, она не только собирает дары природы, но и вместе с мужем выращивает растения у себя на огороде. В зеленой аптеке Лапиных уже около сотни разновидностей. Светлана с благодарностью вспоминает об отце:

— Он оставил в наследство настоящее богатство — проверенные временем рецепты, схемы, методику лечения. Мы совершенствуем эти каталоги, создаем электронную базу его сборов. Многое добавляю из собственного опыта и знаний. К сожалению, наше поколение уходит от исконных знаний о том, как лечит сама природа. Считаю, что врачей-фитотерапевтов должны готовить отечественные медицинские вузы. Я убеждена, что фитотерапия должна идти в комплексе с химическими препаратами, поскольку натуральные лекарства способны убрать побочные действия химических, к тому же они намного дешевле.

Потомственная травница из поселка Желудок считает, что нас лечит то, что, образно говоря, растет под ногами. Белорусы не выросли на экзотах, и по ее мнению, уже на генетическом уровне заложено наиболее благоприятное действие на организм трав, растущих в нашей местности.

ИЗ СТАРИННЫХ РЕЦЕПТОВ

Капли датского короля. Грудной эликсир (Elixir e Succo Liquiritiae):

2 части чистого экстракта солодкового корня, 
6 частей укропной воды, 
2 части раствора аммиака с анисовым маслом. 

Смесь отстаивается на протяжении нескольких дней и сливается с осадка. Эликсир непрозрачен, бурого цвета, хранится в хорошо закупоренной склянке. 

Эссенция амбры (Ambra-Essenz):

150,0 винного спирта 90 %,
50,0 Esprit triple de Jasmine,
0,5 розового масла,
1 капля масла фиалкового корня,
0,5 амбры,
0,02 мускуса,
0,1 ванилина,
0,05 кумарина.

Кёльнская вода (Eau de Cologne):

10,0 бергамотного масла,
5,0 лимонного масла,
5,0 очищенного французского розмаринового масла,
3,0 масла померанцевых цветов,
1,0 гвоздичного масла,
0,2 иланг-илангового масла,
1,0 уксусного эфира,
1,0 разведенной уксусной кислоты 30%,
825,0 винного спирта 90%,
150,0 воды померанцевых цветов.

Смесь нагревают до 70 °С, оставляют на несколько дней в прохладном месте и затем фильтруют. 

(Из архивов Гродненской аптеки-музея.)

ОПРОС. Лечитесь ли вы народными средствами?

Валерия Вильчик, бухгалтер:

— Я собираю липовый цвет, сушу и зимой делаю отвары. Это лучшее средство от простуды. При первых признаках заболевания пью такой целебный напиток. Цветки липы отлично помогают от кашля. Читала, что в них содержится много витамина С и других полезных для организма веществ. А у мужа свой рецепт: он заготавливает веники из липовых веточек. В бане такие незаменимы.

Карина Головач, продавец-консультант:

— Травами не пользуюсь, все-таки их нужно уметь правильно настаивать и дозировать, а вот чаи травяные пью с огромным удовольствием. К сожалению, сейчас продается много таких импортных напитков, а хотелось бы видеть наши, белорусские.. Видела как-то сувенирные чаи гродненского производства в фитоаптеке, даже у иностранных туристов они шли нарасхват. Побольше бы подобной отечественной продукции.

Татьяна Главницкая, администратор:

— Я таблетки принимаю только в исключительных случаях. Целью собирать травы не задавалась, но в аптеках сейчас можно недорого купить всевозможные сборы. По моему мнению, любое химическое лекарство дает побочный эффект, а его профессиональная реклама кому-то приносит немалые деньги. Травы ведь можно при желании и самому собрать, такое лечение ничего не будет стоить.

Виктор Васько, предприниматель:

— Я думаю, что фитотерапия, которую сейчас возрождают из глубины веков, — это пиар. Медицина уже далеко шагнула, а лечение всевозможными травами и сборами может быть чревато последствиями.

Анна Григоренко, студентка:

— У нас в доме всегда есть ромашка аптечная, ее отвар снимает любое воспаление, даже очищает кожу от прыщей. Бабушка пьет ромашковый чай перед сном, говорит, что помогает от бессонницы и лечит гастрит.

Светлана Русина, воспитатель:

— Я принимаю перед сном ванну с травяными настоями. Действует расслабляюще и успокаивает. Отвар делаю сама: смешиваю лаванду, мелиссу, шалфей — по 100 граммов каждой травы, заливаю тремя литрами кипяченой воды, настаиваю 15 минут, процеживаю и выливаю в ванну. Такую процедуру провожу раз в неделю. Нужно, конечно, чтобы вода была не горячее 30 градусов и лежать не более 30 минут. Состав настоев может быть абсолютно разным, кому какой подходит по состоянию здоровья.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter