Магазины на колесах доезжают до самых отдаленных деревень

А товар по расписанию

Сельчане говорят, что передвижные торговые точки потребительской кооперации удобны тем, что всегда доставляют товары бесплатно. А у их конкурентов, чтобы не платить за доставку, нужно сделать заказ на определенную сумму — к примеру не менее чем на 40 рублей.

Этот магазин на колесах — особенный, лучший из лучших, сделанный по спецзаказу

В Могилевском райпо ежедневно работает 11 передвижных магазинов. Они обслуживают 173 насе­ленных пункта с общей численностью 4400 жителей — в среднем по 25 человек в каждой деревне. Но есть и совсем ­маленькие — к примеру в Дубинке-2 всего 12 жителей. Однако и сюда автомагазин заедет обязательно.

Конечно, торгует райпо в крошечных деревнях себе в убыток. Но забота о человеке на первом месте. Ведь бизнесмены в такую глушь бить машину не поедут. Особенно в холодную пору года, когда и в больших деревнях людей остается совсем немного: кого-то из стариков забирают в город дети, кто-то переселяется в больницу сестринского ухода. Но все проживающие круглый год по месту регистрации каждый раз ждут автолавку с нетерпением.

Передвижные торговые точки Могилевского райпо новые и современные. А один магазин на колесах вообще особенный, лучший из лучших, сделанный по спецзаказу. Руководитель Могилевского облпотребсоюза Михаил Невмержицкий перечисляет все его достоинства:

— Проект мы разработали сами, с учетом всех пожеланий покупателей, продавцов, водителей, и передали изготовителям. Конечно, обошлась новинка нам недешево — в 100 тысяч рублей, но она того стоит! Все в ней продумано и удобно: большая демонстрационная витрина, два среднетемпературных холодильника, морозильный ларь. Появилось больше полок внутри магазина, совсем другая вместимость — соответственно, можно взять в рейс больше товаров. Преду­смотрена также наружная ­полочка, на которую покупатели могут поставить сумки.

В деревню Костинка Могилевского района супермагазин прибыл точно по расписанию, но сельчане все равно его слегка заждались, так как собрались пораньше, чтобы поговорить, пообщаться. Здесь живет 95 человек, центральная улица длинная. Место первой остановки, основной, во избежание ссор и обид согласовывается с райисполкомом или сельским старостой, остальные делаются по просьбам покупателей. Особое внимание самым пожилым, которые передвигаются уже с трудом: им чаще всего водители помогают занести товары в дом…

Около мобильного магазина тут же выстроилась небольшая очередь. Продавец Светлана Крот быстро обслуживает своих постоянных покупателей: большую часть товаров она привезла по их заказам.

В Могилевском райпо имеется диспетчерская, куда звонят продавцы, передают заказы. Кстати, порой пожелания бывают самыми неожиданными: случалось, что небогатые и экономные сельчане просят привезти очень дорогое французское вино к какому-то особому торжеству.

А вообще, по предварительной записи тут можно приобрести не только продукты питания, а все, что душе угодно: стройматериалы, мебель, одежду. Уже сейчас автивно идет продажа товаров весеннего ассортимента: семян, грунта, удобрений. 

Одна из покупательниц, представившаяся Татьяной, рассказывает:

— Продавец у нас очень внимательная, культурная, приятная, всегда подскажет, что заказать повкуснее и подешевле, и выбор у нее в магазине очень хороший. И водитель Леонид Халюков помогает старикам поднести сумку.

Это действительно один из лучших экипажей в Могилевском райпо, поэтому именно ему доверили пока единственный автомагазин в стране, выполненный по индивидуальному проекту.

От многих доводилось слышать добрые слова о Светлане и Леониде. Коллеги подчеркивают их инициативность: «Подсказывают руководству, за счет чего можно расширить ассортимент и на что нужно снизить цену, потому что покупателям это не по карману». Или такое мнение: «Они очень отзывчивые. Если надо, подъезжают прямо к дому не только стариков, но и людей помоложе, если те сильно заняты: например посадкой рассады, уборкой урожая или строительством дома».

И если раньше сельские жители все же отдавали предпочтение стационарным магазинам, то теперь отмечают положительные стороны автолавок: «Здесь не может быть залежалого товара. И к тому же в Могилевском райпо практикуют загрузку на предприятиях-изготовителях».

Жители отдаленных деревень иногда просят маленький коллектив автомагазина по дороге заскочить в аптеку, купить лекарство. И эти просьбы не остаются без внимания. В любом деле важно быть не просто педантом служебных инструкций, а откликаться на запросы людей. Работа автолавок построена именно по такому принципу.

ДОСЛОВНО

Татьяна Ляшкевич, пресс-секретарь Белкоопсоюза:


— Основная отрасль потребительской кооперации — торговля, на долю которой приходится около 70 процентов совокупного объема деятельности. По количеству торговых объектов наша сеть самая крупная в стране и насчитывает 6 тысяч магазинов. Кроме того, около 600 автомагазинов потребкооперации обслуживают 15 тысяч населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть. Автомагазины обеспечивают реализацию более 200 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, осуществляют прием предварительных заказов, в том числе на крупногабаритные товары с их последующей доставкой на дом. При этом хочу подчеркнуть, что во многих отдаленных уголках Беларуси наши автолавки — единственная возможность для сельских жителей приобрести необходимые продукты питания и другие товары повседневного спроса. Торговые сети и частники приходят в основном в райцентры или на заранее выгодные торговые точки в крупных населенных пунктах и агрогородках. А в деревнях с численностью до 200 человек по-прежнему работают только магазины Белкоопсоюза.

mendeleva@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter