А табачок врозь

Все экономические новости последних недель так или иначе связаны с санкциями против России. Было бы неправдой сказать, что они никак не отразятся на экономике страны

Все экономические новости последних недель так или иначе связаны с санкциями против России. Было бы неправдой сказать, что они никак не отразятся на экономике страны

Понижен долгосрочный рейтинг страны, в связи с этим снижаются инвестиции, вырос отток капитала, «скачет» курс доллара и евро. Инфляция на конец года может превысить ожидаемый уровень, а ВВП, в свою очередь, ждет сокращение.

В то же время наметилась тенденция: чем больше западные политики ограничивают торговые и иные экономические отношения с Российской Федерацией, тем больше слышат критических слов в свой адрес со стороны собственных бизнесменов.

В частности, за свой «табачок» всерьез опасаются деловые круги сопредельной Латвии. Более того, министр экономики прибалтийской республики Вячеслав Домбровский еще два месяца назад высказал мнение, что от расширения санкций против России больше всего в ЕС пострадает его страна.

В 2013 году Россия была вторым крупнейшим торговым партнером для Латвии, одним из ее крупнейших инвесторов. Латвия на 100% зависит от поставок российского газа. Через порты Рига, Лиепая, Вентспилс ежегодно проходит порядка 40 млн тонн российских грузов. От России практически полностью зависит латвийская транзитная сфера, которая приносит около 12% ВВП. В том случае, если санкции будут направлены именно против России при сохранении свободы транзита третьих государств через российскую территорию, у латвийской транзитной отрасли – у автоперевозчиков, железной дороги и портов – доходы могут сократиться на 30-40% в сравнении с уровнем прошлого года. В свою очередь, если будут введены экономические санкции с прекращением транспортных связей с Таможенным союзом, то транзитная отрасль будет работать с доходами в пять раз меньше, чем в прошлом году!

Доля экспорта латвийской сельскохозяйственной продукции в Россию в прошлом году составила 28% от его общего объема. Латвийские экспортеры рискуют потерять до 17 млн евро. Уместно напомнить, что население Латвии сравнимо с населением Южного округа Москвы – около 2 миллионов человек, и такие убытки крайне болезненны для ее экономики.

В латвийских СМИ развернулась серьезная критика политики ЕС и НАТО в отношении введения антироссийских санкций. Строятся неутешительные прогнозы относительно собственной экономики. В частности, из-за уменьшения налоговых поступлений придется понизить зарплаты работающих в общественном секторе. Кризис достигнет масштабов 2009 года. В республике считают, что для нее жизненно важно создание условий для обеспечения новых рабочих мест 50 тысячам человек, которые могут лишиться работы в случае введения радикальных санкций против России. Кроме того, до 100 тысяч граждан Латвии могут покинуть страну в поисках работы.

На другом конце Европы, во Франции, также не испытывают восторга от введения экономических санкций ЕС против России. Это нанесет большой ущерб французской экономике, считает Жан-Пьер Тома, один из крупнейших банкиров Франции, владелец финансовой группы «Вандом Инвестментс».

Тома считает, что сама тема введения экономических санкций против России – серьезная ошибка. «Сегодня мы видим, что французские предприятия уже глубоко вошли в российский рынок. Все-таки Франция – это четвертый в мире (торговый) партнер России и является вторым по величине инвестором в Россию», – сказал банкир в интервью телеканалу Russia Today.

В частности, Тома указал на тот факт, что международная финансовая группа Societe Generale приобрела 99,4% акций российского Росбанка.

Кроме этого, по словам французского банкира, серьезно может пострадать автомобильная корпорация «Рено», теснейшим образом сотрудничающая с «АвтоВАЗ». «Рено», между прочим, собирался в текущем году превратиться в мажоритарного владельца этой Группы компаний. Для «Рено» это означает расширение захвата им доли российского рынка», – отметил Тома.

Под угрозой и контракт стоимостью в 1,2 миллиарда евро на поставку в Россию вертолетоносцев «Мистраль». Первый корабль «Владивосток» спущен на воду и по плану должен быть сдан российскому ВМФ в конце 2014 года, второй корабль – «Севастополь» – в 2015 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter