А табачок врозь…

Новые правила торговли табачной продукцией могут стать причиной снижения товарооборота и дефицита сигарет в рознице

Недавно  на табачном рынке вступило в силу новое решение Межведомственной комиссии по координации деятельности, связанной с производством и оборотом табачных изделий. По-прежнему импортером иностранных сигарет в республику является «Беларусьторг».

Но теперь эта  организация имеет право продавать заграничные табачные изделия только оптовым торговым компаниям государственной формы собственности. Товаропроводящие сети выстраивались специализированными оптовиками годами, а рухнули в считаные дни. Первыми новые правила реализации импортной «табачки» почувствуют рядовые курильщики, которые ощутят дефицит привычных торговых марок. А к концу года новые правила торговли могут подпортить финансовые показатели и государственным оптовикам, и «Беларусьторгу».

Рынок табачных изделий в Беларуси можно считать сложившимся. Ежегодное потребление составляет около 20 миллиардов штук. Основа рынка — продукция белорусского производства. Два отечественных табачных предприятия выпускают 19 миллиардов штук в год: как местные, так  и международные торговые марки в рамках контрактного  и лицензионного  производства. Именно благодаря последнему фактору импорт этой продукции год от года сокращался. Впрочем, постепенно урезались и табачные квоты. Сегодня в республику из-за рубежа ежегодно завозится около 1 миллиарда сигарет. Основу импорта составляет продукция верхнего ценового сегмента, объем потребления которой в республике не настолько велик, чтобы было экономически целесообразно организовывать ее производство на месте. Впрочем, это нормальная мировая практика. Полностью отказаться от импорта «табачки» еще не удалось ни одной стране.

Сложились в республике и традиционные каналы, по которым иностранные сигареты «доезжали» от границы до магазинных прилавков. Специмпортером государство определило предприятие «Беларусьторг». Представители международных табачных корпораций в Беларуси выкупали около 75—80 % завезенных сигарет, а потом реализовывали их уже собственными силами. В основном через розничную торговлю. Имели доступ к импорту и государственные оптовики. На их долю приходилось около 15—20 миллионов штук в месяц. Но это происходило не из-за засилья на рынке международных табачных корпораций, а по объективным причинам. Больший объем этой продукции они просто не могли «переварить».

Стать полноценным звеном между специмпортером и розницей не самая простая задача. Прежде всего необходимо обладать значительными финансовыми ресурсами. В денежном выражении импорт сигарет составляет около 20—25 миллионов долларов в год. Государственные предприятия оптовой торговли таким объемом «оборотки» реально не располагают. А вот официальные представители корпораций «British American Tobacco» и «GTI» обладают поддержкой головных компаний, а поэтому имеют большую финансовую свободу.

Второй немаловажный фактор — наличие собственной разветвленной сети дистрибуции. Сигареты высокого ценового сегмента пользуются меньшей популярностью, поэтому их крохотными партиями приходится доставлять в тысячи торговых точек, следить в них за ассортиментом, пополнять при необходимости запасы… Словом, работа достаточно хлопотная, требующая обладания современными технологиями организации продаж… А вот с точки зрения прибыльности оптовая торговля импортными табачными изделиями не такая уж и выгодная. Затраты немалые, а наценка составляет всего 6 %.

Чисто теоретически эти 6 % сегодня достанутся государственным оптовикам. Насколько правильно такое административное регулирование конкуренции между госсектором и частными предприятиями — вопрос вторичный. Главное, поменять принципы организации товаропроводящей сети за несколько недель невозможно. И может сложиться банальная ситуация: старая система разрушится, а новая по разным причинам будет пробуксовывать. И тогда выигравших не будет. Только проигравшие.

Если посмотреть на вещи реально, то государственные оптовики не смогут развезти по рознице больше 15—20 миллионов штук сигарет в месяц. Освоить большие объемы у них не хватит ни финансовых ресурсов, ни дистрибутивной сети. В итоге события могут развиваться по двум сценариям: табачная продукция будет скапливаться либо на складах «Беларусьторга», либо на предприятиях оптовой торговли. Впрочем, результат один: снижение товарооборота и дефицит сигарет в рознице. Появится неудовлетворенный спрос… Пробелы в официальной торговле всегда с удовольствием готов заполнить «серый» рынок. А его представители не платят ни налогов, ни акцизов.

Получается, что от нововведения можно ожидать только потерь. Частные оптовики потеряют часть своего бизнеса, государственные и «Беларусьторг» получат дефицит платежеспособности, розничная торговля — уменьшение товарооборота, а бюджет недосчитается кругленькой суммы. В выигрыше окажутся только нелегальные поставщики сигарет. Но тогда можно ли новый подход к реализации импортных сигарет назвать государственным?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter