А свадьба пела и плясала

В начале ХХ века цивилизация почти не коснулась обитателей Соломоновых островов, несмотря на их близкое соседство с Австралией

В начале ХХ века цивилизация почти не коснулась обитателей Соломоновых островов, несмотря на их близкое соседство с Австралией.

Как поведал журнал «Вокруг света» за 1904 год: «Эти рослые дикари до сих пор еще остаются все такими же свирепыми и все так же ведут бесконечные междуусобные войны. 

Для приобретения права вступить в брак, юные дикари после целого ряда испытаний уходят в леса. Живя там в шалашах, плетут для себя нечто вроде корзинок из грубых волокон льна и прикрепляют их на голову, а затем ждут, пока волосы отрастут настолько, что заполнят всю внутренность этой оригинальной шляпы. После этого они возвращаются в деревню. И здесь с них торжественно снимают или, вернее, срезают корзинки вместе с волосами. Юные джентльмены делаются полноправными гражданами и могут вступить в брак». 

А вот как проходят свадебные обряды в иных странах. 

ХХI век 

Австралия. Папуасы во время помолвки настроены воинственно. Мужчины рода собираются вокруг молодой пары, многозначительно помахивая дубинками. Все они имеют право быть мужьями невесты. Поэтому родственники заявляют ему: «Эту девушку мы даем тебе, только одну эту. Когда она вырастет, мужчины ее отдадут тебе». Мать невесты, происходящая обычно из другого рода этого племени, говорит будущему зятю: «Ты не скоро возьмешь ее в жены. Только тогда, когда мужчины тебе прикажут». 

Южная Африка. Среди многочисленной группы народов банту живут племена кафров, или, как они называют себя, коса. 

Как и у многих других африканских народов, многоженство у кафров считается общепринятым нормальным явлением. 

Брачному союзу в большинстве случаев предшествует работа жениха на рудниках. Продолжительность работы зависит от того, как скоро ему удастся накопить денег и сколько жен он хочет купить. В неурожайные годы отец невесты может простить жениху долг в несколько  голов скота или отдать ему дочь с условием, что он выплатит долг постепенно. 

Перед свадебным обрядом, в котором принимает участие вся округа, невесту осматривает группа пожилых женщин. Когда спадает жара, начинается праздничный пир: танцы, песни и обильная еда. 

Невеста становится полноправным членом семьи лишь после того, как свекор разрешит ей напиться молока в своем доме. Но на всю жизнь на сноху налагается запрет произносить любое слово, содержащее слог, с которого начинается имя свекра. 

Кафрской женщине незнакомо чувство ревности. Напротив, она знает, что с приходом новой жены у нее станет меньше работы, потому что по неписаному закону новая жена обязана заботиться не только о своем муже, но и о его первой жене. 

Бирма. Пышные, красочные празднества, сопровождающие вступление в брак бирманских юношей и девушек, оставляют в памяти неизгладимое впечатление. Они целиком построены на старинных народных обычаях. 

Свадебным празднествам предшествует приглашение в дом жениха понна (астролога), который определяет наиболее счастливое время (день и час) для свадьбы. 

Утром в день свадьбы к дому невесты движется шумной толпой делегация во главе с женихом, празднично одетая, с гирляндами цветов. На пути жениха вдруг встает неожиданное препятствие — дверь дома невесты загораживают ее подруги. Только щедрыми дарами можно устранить это препятствие. В дверь летит золотая или украшенная драгоценными камнями цепочка невесте, а ее верным стражам — деньги и различные подарки, которые будут использованы для праздничных развлечений. Чем щедрее жених, тем пышнее празднество, тем звонче и ярче веселье. Дом невесты заполняют гости. 

Самое почетное, центральное место отводится жениху и невесте. Их подводят с разных сторон комнаты друг к другу. Они, соединяя руки, кланяясь гостям, занимают свое место. Наиболее уважаемый гость обматывает жениха и невесту длинным белым полотенцем, что служит символом вступления в брачный союз. 

На скрещенные руки молодой четы льют воду. Понна произносит страстный монолог, призывающий молодоженов пройти весь жизненный путь, не разжимая рук. 

Церемония бракосочетания венчается «едой совместно»: перед женихом и невестой ставят чашу с кушаньем, из которой они должны съесть по щепотке риса. 

Гости осыпают счастливую пару и сами себя разноцветным рисом – пусть благополучие не покидает этот дом.  Следует щедрое угощение гостей. А вечером свадьба выливается в шумный, разноцветный, многолюдный фестиваль с фейерверками, танцами и песнями. 

Не обходится и без шуток: развеселившиеся молодые холостяки нарушают покой молодой четы, обрушивая на крышу дома град камней, требуя ге-бо (деньги) на развлечения. Родители спешат на выручку: вновь раздают деньги и подарки. Веселье продолжается, иногда по несколько дней. 

Индия. По древнему обычаю церемония бракосочетания начинается тогда, когда будущие муж и жена еще играют в детские игры. Как правило, они не знают друг друга и нередко живут в разных деревнях. 

Отец девочки приглашает к себе в дом гхатуков (сватов). Гхатуки ищут жениха. Вся их забота состоит в том, чтобы жених и невеста принадлежали одной касте. 

Во время помолвки детей отец невесты посещает будущих родственников и вручает им деньги – задаток за жениха. 

На празднике помолвки происходит первое знакомство детей, возраст которых в разных семьях колеблется от десяти до тринадцати лет. На помолвку приглашают священнослужителя. Детям связывают руки гирляндами душистых цветов и окропляют головы водой из священного Ганга. Отныне никто не может разорвать символические узы, которыми скреплены судьбы детей. 

Гхатуки за свои заслуги получают немалую сумму денег и приличные подарки. 

После помолвки в детском возрасте, когда невеста и жених подрастут, а отец жениха считает, что наступило время поговорить о свадьбе, он надевает свой лучший наряд и отправляется к оракулу. Оракул, погадав по звездам, назначает день свадьбы. 

В деревнях Центральной Индии полагается разукрашивать ладони жениха особой пастой из листьев местных кустарников, содержащих краску хны. Через некоторое время пасту смывают, а на коже остается ярко-оранжевый узор. Теперь можно и свадьбу играть: расписанные руки обязательно придутся невесте по душе. 

На свадьбе, которая продолжается несколько дней в доме невесты, бывает шумное веселье. Гости и родственники поздравляют новобрачных. Молодожены поселяются в доме мужа. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter