Арбитр Алексей Кульбаков установил рекорд Лиги чемпионов. Кто еще из судей постсоветского пространства вошел в историю футбола?

А судьи кто?

Когда арбитры становятся заметнее футболистов 

Мишель Вотро, Шандор Пуль, Ким Нильсен, Говард Уэбб, Маркус Мерк и, конечно, Пьерлуиджи Коллина… Эти судьи были звездами не меньшими, чем сами футболисты. Однако свое достойное место в истории мирового футбольного арбитража занимают также представители советской школы, из которой выросли и белорусские рефери.

Алексей Кульбаков суров, но справедлив.
Фото Рейтер

Во вторник матчами первого тура стартовала групповая стадия Лиги чемпионов. Наших клубов в элите континентального футбола нет, однако, несмотря на это, главным героем дебютного дня стал именно белорус. Отличился гомельский арбитр Алексей Кульбаков, который обслуживал поединок между испанской «Севильей» и австрийским «Зальцбургом»: за 41 минуту первого тайма наш соотечественник назначил в ворота команд четыре пенальти! Это новый рекорд Лиги чемпионов.

Знай наших

Алексей Кульбаков всегда славился бескомпромиссностью и решительностью на футбольном поле. Он рано начал судить, в 16 лет провел первый матч. А до этого, конечно же, играл. Пока на одной из тренировок, выполняя подкат, не сломал ногу. Тройной перелом со смещением. Нет худа без добра — судейская карьера пошла как по маслу. В 23 Алексей отработал дебютный поединок в высшей лиге чемпионата Беларуси, а в 25 стал главным авторитетом элитного дивизиона. Несмотря на молодость, он всех умел поставить на место, его уважали, Кульбаков не боялся брать на себя ответственность — одна из главных черт действительно классного арбитра. О своих предпочтениях среди всемирно известных футбольных судей он говорил так: «Мне нравятся глаза Коллины, импонирует изящная небрежность Фриска, педантизм Мерка, невозмутимость Мехуто Гонсалеса... Но я никогда не стану никем из них. Все, что делают на поле эти арбитры, — это их «я». Любой судья должен иметь и демонстрировать свою харизму». Так в итоге и получилось: Кульбаков стал Кульбаковым — авторитетным арбитром не только в Беларуси, но и далеко за пределами страны. И теперь на него ровняются другие наши рефери, имеющие категорию ФИФА и допуск к международным встречам. А таких на данный момент в белорусском футболе всего трое: Виктор Шимусик, Дмитрий Дмитриев и Амин Кургхели.

Тофик Бахрамов не реагирует на протесты немецких игроков в финале ЧМ-1966.
fifa.com

Если говорить о первом известном представителе белорусской судейской футбольной школы, то это уже подзабытый всеми Владимир Ходин. Он родился в 1922 году в Минске, играл в футбол, но карьеру прервала война, которую Ходин закончил командиром минометного взвода. Дальше — попытки закрепиться в минском и московском «Динамо», выступление в кишеневском «Буревестнике» — больших успехов достичь не удалось. А вот в судейском деле Ходин стал настоящим докой и в 1960-х годах несколько раз попадал в десятку лучших арбитров СССР. 

Ходин — первая ласточка, а самый известный, если не сказать брендовый наш судья, конечно, Вадим Жук. Его авторитет на футбольном поле был непререкаем как в чемпионате СССР, так и на международной арене. Жук судил классически — четко и неброско, его джентльменская манера полностью соответствовала правилу о том, что хороший арбитр это тот, который на поле незаметен. За это его и ценили. Послужной список Вадима Дмитриевича говорит сам за себя: в 1994 году он работал на полуфинале Лиги чемпионов «Барселона» — «Порту», в 1996-м судил финал Кубка УЕФА между «Бордо» и «Баварией», а в историю навсегда вошел как главный арбитр финального матча на первом чемпионате мира среди женских команд в 1991 году, в котором сборная США победила норвежек со счетом 2:1.

Николай Латышев (в центре) выводит команды на поле.

Золотые свистки

Все белорусские рефери — выходцы из советской судейской школы, которая славилась на весь мир. А начиналась эта история, конечно, с Николая Латышева. В его портфолио много славных страниц, но главная веха — обслуживание финального матча чемпионата мира — 1962, в котором блистательные бразильцы одолели чехов со счетом 3:1. Латышев отработал великолепно и стал первым советским обладателем главного приза футбольных арбитров — «Золотого свистка ФИФА»! Ну и еще один штрих, без которого портрет этого судьи будет неполным: Латышев единственный в мире арбитр, удаливший с поля Льва Яшина. Случилось это в финале Кубка СССР — 1955.

Валентин Иванов на карточки не скупился.

После Латышева взошла звезда Тофика Бахрамова. Он второй советский рефери, работавший на мировых первенствах, и первый, кто судил финалы еврокубков, — это был дебютный в истории финальный матч розыгрыша Кубка УЕФА, в котором сошлись английские клубы «Тоттенхэм» и «Вулверхэмптон». Однако всему миру Бахрамов известен не этим, а казусом, произошедшим во время финального поединка ЧМ-1966, где уроженец солнечного Азербайджана работал боковым судьей. Два тайма поединка Англии и ФРГ закончились ничьей — 2:2. В дополнительное время после удара англичанина Херста мяч угодил в перекладину, а затем от линии ворот отлетел в поле. Был ли гол, никто точно сказать не мог, но мнения команд, понятное дело, кардинально разошлись. Тут на авансцену и вышел Бахрамов, заявивший, что мяч линию ворот пересек. Так ли было на самом деле? До сих пор это является тайной. Сам Бахрамов первое время после окончания карьеры говорил однозначно: «Гол был». Но потом признался: «Да что я в той кутерьме мог разглядеть?!» Еще позднее судья в своих мемуарах написал, что ему вообще показалось, будто мяч отскочил вниз не от перекладины, а от сетки ворот.

ЧМ-1982. Франция — Кувейт. Мирослав Ступар проводит жеребьевку.

Павел Казаков, Валерий Бутенко, Алексей Спирин — в советском футболе было много арбитров, чей статус не вызывал сомнений. Однако громче всех в 1980-х в мире прогремело имя Мирослава Ступара. Случилось это благодаря скандалу, грянувшему на чемпионате мира — 1982. Ступар был единственным представителем судейской школы СССР на том первенстве и отработал всего один матч — между сборными Франции и Кувейта. Ничем, казалось бы, не примечательный поединок завершился уверенной победой французов со счетом — 4:1, однако перипетии, случившиеся в этом поединке, не имеют аналогов в истории футбола. Третий мяч в ворота Кувейта забил Ален Жиресс. Гол был засчитан, однако кувейтцы начали спорить с судьей, им показалось, что арбитр дал свисток и остановил встречу до того, как француз отличился. На поле вышел даже шейх Кувейта в сопровождении офицеров своей охраны! Он потребовал отменить гол, пригрозив тем, что в противном случае его команда покинет поле. Препирательства продолжались почти 10 минут, и Ступар в итоге… отменил чисто забитый гол! После этого инцидента ФИФА советского арбитра дисквалифицировала. Но сам рефери остался при своем мнении — из двух зол он выбрал меньшее.

Вадим Жук (в центре) и его помощники: Олег Чикун (слева) и Юрий Дупанов (справа)

КСТАТИ

В начале 2000-х самым успешным российским арбитром считался Валентин Иванов — сын и полный тезка знаменитого советского форварда. Он провел много матчей международного уровня, но один из них памятен всем до сих пор и вошел в историю под названием «Битва при Нюрнберге». В матче 1/8 финала ЧМ-2006, в котором встречались Португалия и Голландия, Иванов показал игрокам 20 карточек, из которых четыре оказались красными! Этот матч до сих пор остается самым грубым в истории планетарных первенств.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter