Судейство в разных игровых видах спорта: стакан наполовину полон или пуст?

А судьи что?

Когда–то почетный председатель АБФФ Евгений Шунтов поучал молодых журналистов, объясняя, чем отличаются два понятия — «судья повлиял на ход игры» и «судья повлиял на результат матча». Удаление, тьма желтых карточек, постоянные свистки — это все ход игры. А вот ошибочно засчитанный или отмененный гол — это уже измененный результат. БАТЭ в нынешнем сезоне дважды сыграл с солигорским «Шахтером», дважды его обыграл. И в обеих встречах судьи влияли на результат.

В Суперкубке бригада Виталия Севостьяника допустила как минимум одну фатальную ошибку — засчитала гол Мирко Иванича, при том что находившийся в явном офсайде Виталий Родионов мешал вратарю. После игры нападающий признался, что мяч засчитывать было нельзя. В чемпионате принципиальный поединок 2–го тура БАТЭ — «Шахтер» (2:0) обслуживала бригада Вадима Панченко. И вновь ошибка, и снова в центре внимания Виталий Родионов. Только теперь нападающий забил рукой. А после игры форвард традиционно во всем признался: «Да, мяч попал в руку, но я не загребал мяч рукой... Если каким-то образом мяч оказался в воротах, а судья не заметил нарушения правил, то это не мои проблемы. Это проблемы судей».

В атаке Виталий Родионов.

Парадоксальная вещь: если бы Виталий признался в содеянном в ходе матча, то преподнес бы замечательный подарок своему клубу к 20-летию. БАТЭ и его «фэйр-плей» прогремели бы на всю Европу. Однако этого не случилось, и вчера вместо отпуска фанфар в адрес чемпиона корреспонденты «СБ» принялись препарировать проблемы судейства в наших чемпионатах.

Футбол


Минус

Кто виноват и что делать — разберется судейский департамент АБФФ. Все будет зависеть от оценки, которую инспектор матча выставит Панченко. В худшем случае судья пропустит два матча высшей лиги. Наказание не бог весть какое. Но опытный судья, не захотевший давать официальную оценку коллеге, отметил, что этот удар рукой никто не увидел бы. Также обратил внимание, что ни вратарь Владимир Бушма, ни защитники солигорцев не стали апеллировать к судье. А вдруг гол не засчитали бы? Да и позицию Панченко занял верную. Сделал все, как учат на семинарах. Позиция «Шахтера» удивила многих. Чувствуется растерянность в клубе.

Арбитр Вадим Панченко

Просчиталась, вероятно, федерация футбола, назначив лишь четверых судей на топ–встречу БАТЭ — «Шахтер». Ведь предыдущий матч соперников получил скандальное продолжение. Так, может, стоило бы в помощь к боковым арбитрам добавить по одному за воротами? Вот они бы точно зафиксировали удар рукой. Но поезд ушел.

Безусловно, что–то надо менять в работе судей. Настораживает, что судейские ошибки уже плотно вошли в систему белорусского футбола. Впору бить в набат.

Плюс

Но есть и светлое пятно на темной репутации. Алексей Кульбаков — удивительный судья. Он невероятным образом сочетает в себе два противоположных человека. В чемпионате Беларуси нередко допускает фатальные ошибки. Зато Кульбаков превосходно работает на международных матчах. Вот недавно прекрасно отработал встречу раунда плей–офф Лиги Европы «Атлетик» — «Марсель». Наш известный специалист Вадим Жук однажды правильно сказал: «У нас сегодня одна надежда пробиться в топ–класс УЕФА — это Алексей Кульбаков. И все мы ему должны помогать. Чем выше он будет котироваться в Европе, тем больше шансов на прогресс появится у остальных ребят». Вот только остальные пока не тянутся...

Хоккей


Минус

«В связи с тем, что нынче происходит в белорусском хоккее, я бы на месте работников федерации в полном составе встал, попрощался и занялся другими делами. Давайте говорить откровенно: судейство провальное, интриги, скандалы... Шоу–бизнес отдыхает по сравнению с нашим хоккеем». Три года назад Игорь Рачковский, тогда еще находившийся в должности первого вице–президента НОК, так лихо рубил словом по нашему хоккейному чемпионату (в том числе по качеству судейства), что щепки летели. Через полтора года после того сам Игорь Анатольевич пришел к руководству ФХРБ. Но судейских скандалов в нашем хоккее, как кажется, меньше не стало. В ныне действующих регламентирующих документах говорится, что тренерам, официальным лицам и хоккеистам играющих команд запрещается в течение 24 часов после окончания матча высказываться в отношении судейства. Хочешь ругать — плати, причем немало: 70 базовых величин если в первый раз, 100 базовых — в случае повторного и последующего в ходе чемпионата нарушений. Деньги приличные. И тем не менее, допустим, рулевой «Юности» Михаил Захаров во время последнего чемпионата (как, впрочем, и ранее) о качестве судейства высказывался так часто, что, наверное, и пальцев двух рук не хватит, чтобы пересчитать. Самый яркий эпизод был зафиксирован 14 марта, после окончания очередной полуфинальной игры против «Немана», когда Михаил Михайлович совершенно не стеснялся в выражениях: «Это просто судейский беспредел, мракобесие какое–то». Но и, кроме того, есть что вспомнить. Скажем, подытожил тему Захаров словами, что «некоторые судьи, такое ощущение, правил не знают».

Плюс

В чем–то с наставником минчан, как и некоторыми другими белорусскими тренерами, позволявшими себе резкую критику судей, можно согласиться. Но, конечно, далеко не полностью. Много чего после матчей тренеры говорят в горячке, на эмоциях. А в принципе, есть у нас и очень хорошие рефери, квалификация которых признается на международном уровне.

Самый яркий пример сейчас — это сын известного тренера Максим Сидоренко, который в нынешнем сезоне, помимо матчей экстралиги, обслужил в качестве главного судьи 37 матчей КХЛ (среди них — шесть игр Кубка Гагарина), ныне трудится на домашнем для нас юниорском первенстве мира в группе «А» первого дивизиона, а в мае будет работать и на чемпионате мира в России. Для Максима предстоящий взрослый «мир» станет уже третьим. А формируя итоговый «список шестнадцати главных», Международная федерация хоккея выбирала из 63 кандидатов, чья работа на всех уровнях тщательно отслеживалась последние месяцы.

Другие виды


Минус

В отличие от хоккея и футбола на игровых площадках судейские скандалы протекают нынче с куда менее выраженными симптомами. Возможно, по причине отсутствия в заметно оскудевших уровнем национальных чемпионатах прежнего накала, однако с кулаками на арбитров, как в прежние годы, никто уже давно не бросается. Хотя поводы для недоумения возникают по–прежнему регулярно. В волейболе, например, несмотря на его неконтактность, спорных ситуаций также хватает. А по–настоящему громкий скандал прогремел здесь ровно год назад — во время финальной серии между «Строителем» и БАТЭ–БГУ. Причиной, напомним, стало появление на площадке в составе «Строителя» не имеющего права выступать в финале игрока, в результате чего вместо присуждения минчанам поражения со счетом 0:3 было решено спорную встречу переиграть. Победу в серии, напомним, с минимальным счетом в итоге одержали минчане, заставив всех еще долго сетовать на роль человеческого фактора в распределении мест.

Плюс

И тем не менее уровень судейства в игровых чемпионатах постепенно растет, арбитров с регулярным европейским опытом становится все больше. В гандболе, по словам не понаслышке помнящего накал прежних противостояний, а нынче отвечающего в федерации за судейский вопрос Сергея Кота, трех пар арбитров международного уровня за глаза хватает для обеспечения должного уровня объективности. Да и в баскетболе взятый в 2007 году курс на решение судейского вопроса постепенно приносит плоды. Организовавший баскетбольную школу арбитров судья ФИБА Александр Сырица констатирует: «Такой катастрофы, как раньше, уже нет».

d.tk@mail.ru

bakerenko@sb.by

komashko@sb.by

Фото fcbate.by

Советская Белоруссия № 68 (24950). Среда, 13 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter