А слабо заткнуть за пояс?

В Белорусском государственном педагогическом университете и Белорусском государственном университете физической культуры активно возрождаются народные виды борьбы
В Белорусском государственном педагогическом университете и Белорусском государственном университете физической культуры активно возрождаются народные виды борьбы — Борьба в нашей стране имеет давнюю историю, — отметил в беседе с корреспондентом «Р» кандидат исторических наук, доцент БГПУ Александр Шамак, автор ряда книг и научных публикаций о развитии физического воспитания в Беларуси. — Историки отмечают, что еще в начале прошлого тысячелетия, когда славяне воевали с Византией, их воины имели прекрасную силовую подготовку. Особенно они преуспевали в поединках без оружия, в единоборствах. В XI—XII веках славяне отменно умели повязать врага руками, обезоружить его и пленить, не нанося ран. С XI по XVI век по городам и селам путешествовали скоморохи, которые демонстрировали кулачные бои и борцовские поединки. В XIV—XV столетиях в воспитании рыцарей отрабатывались многочисленные борцовские приемы. Можно вспомнить и поединки шляхты. Зачастую в дуэлях они предпочитали оружию борьбу. В XIX веке была распространена борьба «на крыжы» и «да крыжа». Ее приемы еще помнят пожилые люди. …В 1974 году Минск принимал чемпионаты мира по вольной, греко-римской борьбе и самбо. Гости попросили показать что-нибудь национальное. Организаторы продемонстрировали борьбу «на крыж». Все остались довольны. Однако народный вид распространения не получил. Впрочем, никто тогда и не задумывался об этом. Внимание уделялось тем дисциплинам, которые приносили медали на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Но сейчас, похоже, ситуация меняется. И у энтузиастов, пропагандирующих народную борьбу, есть большие шансы на то, чтобы сделать ее массовой. В БГПУ студенты изучают основы народных единоборств. А сейчас эти единоборства начали культивировать и в Белорусском государственном университете физической культуры. Ежегодно в двух вузах выпускается около 50 тренеров и около 150 преподавателей, которые в своей работе могут использовать системы народной борьбы. Старший преподаватель педуниверситета Геннадий Адамович давно изучает старинные виды спорта. Он рассказал корреспонденту «Р»: — У наших предков было немало видов борьбы. Наиболее известен вид «на крыж» — это отголоски языческого прошлого. Крест раньше означал домашний огонь. И огонь — очищение от всего плохого. «На крыж» — борцы обхватывают друг друга таким образом, что одна рука находится на плече, другая — под мышкой. «За сярэдзіну» — захват за одежду. «За паясы»— захват за пояс. Кто первым коснулся земли, тот и проиграл. Это все доступно всем, не требует сложной технической подготовки. И сейчас может быть использовано в тренировках представителей различных видов спорта. В Беларуси проводятся турниры по борьбе на поясах. Уже прошло три чемпионата страны. — Это связано с тем, что в 2002 году создана международная федерация борьбы на поясах, — говорит заведующий кафедрой БГУФК Олег Хижевский. — И мы активно участвуем в ее деятельности. Белорусские атлеты участвовали в чемпионатах мира. Выпускницы нашего университета Анастасия Пушкина и Татьяна Шуменцова в прошлом году на мировом первенстве в Турции завоевали золотые медали. В этих соревнованиях участвовали команды 40 стран. Не остались белорусы без наград и на недавнем представительном турнире памяти олимпийского чемпиона Шазама Сафина в Москве. С медалями вернулись Николай Петров и Андрей Лихач. В начале октября в Казани состоится четвертый чемпионат мира. И к нему нужно хорошо подготовиться. Однако считаю, что в процессе развития народной борьбы медали не должны выходить на первый план. Эти виды единоборств — прекрасное средство укрепления здоровья. В скором времени будет создана белорусская федерация борьбы на поясах. — Сегодня во всем мире проявляется большой интерес к народным играм, забавам, видам спорта, — вступает в разговор Владимир Грищенков, который немало лет проработал государственным тренером по дзюдо. — У нас, в Беларуси, когда проходят спартакиады трудовых коллективов или праздники, какие соревнования вызывают самый большой ажиотаж? Перетягивание каната, состязание гиревиков. Уверен, что и народная борьба также вызовет огромный интерес. В Москве был чемпионат Европы по самбо. Прошла большая реклама. А трибуны полупустые. Турнир по борьбе на поясах, который шел параллельно, нигде не рекламировался. Зрителей же — яблоку негде упасть. В Киргизии на первенстве мира пришло смотреть соревнования 12 тысяч человек, в Швейцарии — тысяч двадцать. Я был на турнире в Австрии. Он проходил в небольшом городке высоко в горах, еле туда доехали. А зал битком набит… — А во-вторых, — продолжает Владимир Грищенков, — народная борьба очень динамична и демократична. На одном из турниров мы определили, что поединки в среднем длятся 34 секунды. Зрителям не надо ломать голову над мудреными правилами. Все ясно, как в японском сумо. Упал — проиграл. И эти виды можно смело включать в школьную программу. Не хочу обидеть борцов-вольников, греко-римлян, дзюдоистов, самбистов... Однако чтобы бороться в этих дисциплинах, нужно много тренироваться. А здесь надо лишь научиться правильно падать, чтобы не получить травму. Остальные приемы приложатся. Думаю, что будет очень полезно провести на таком большом республиканском празднике, как «Дожинки» в Слуцке, соревнования по народным видам спорта — поднятию гирь, перетягиванию каната, народным видам борьбы. Уверен, зрителей придет немало. Ведь то, что мы видим сейчас в других видах, в том числе и олимпийских, в Беларуси было раньше. И то же сумо, и дзюдо, и самбо... Только в другом формате.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter