Как правильно организовать учебный процесс

А сессия-то скоро

О том, как правильно организовать учебный процесс, нам рассказали психолог Елена Комиссарук и студентка-отличница Людмила Минкевич.
Однажды после лекции студент-первокурсник подошел к преподавателю и спросил: «Профессор, уже прошло два месяца учебы. Скажите: когда нужно начинать готовиться к сессии?» «Милый мой, – ответила педагог, щелкая замком своего дипломата, – вы опоздали ровно на два месяца».

Как правильно организовать учебный процесс
Как правильно организовать учебный процесс

Уж не знаю, была ли эта история на самом деле, но соль в ней определенно есть. Ведь для того чтобы подойти к экзаменам без стресса и каши в голове, готовиться к ним нужно с самого начала триместра – активно работать на семинарах, потихоньку осиливать неподъемные списки художественной литературы, ксерокопировать учебники, которые во время сессии словно по мановению волшебной палочки пропадают с библиотечных полок.

О том, как правильно организовать учебный процесс, нам рассказали психолог Елена Комиссарук и студентка-отличница Людмила Минкевич.


Елена Комиссарук– Чтобы студент хорошо сдал сессию, должны сойтись два фактора – теоретический и психологический, – рассказывает  Елена. – Теоретический – это сама подготовка к экзамену, а психологический – это правильный настрой, умение собраться в нужный момент. К сожалению, иногда случается так, что студент, который серьезно и ответственно готовился к экзамену, в час икс от страха забывает все, что знал, и в результате получает неуд.

Что касается знаний, то идеальный вариант – начинать готовиться к сессии уже сейчас, тщательно прорабатывая темы каждого семинара. В таком случае перед экзаменом даже учить ничего не придется – достаточно будет просто пробежать глазами конспект. Кстати, очень важно знать, какой вид памяти у вас преобладает: если слуховая – то перелистывание конспекта вам вряд ли поможет, гораздо продуктивнее будет зачитать его вслух. Если зрительная, то ваш вариант – всевозможные таблицы, схемы, диаграммы: они отпечатываются в памяти гораздо лучше, чем сплошной текст. Самые сложные термины или формулы можно записать на отдельном листочке и повесить его на зеркало или холодильник: вы даже не заметите, как они «сфотографируются» у вас в памяти.

Что касается психологического фактора, то здесь очень важна правильная настроенность. Помните, как героиня Муравьевой повторяла перед зеркалом, что она самая обаятельная и привлекательная? Точно так же вы должны говорить себе: «Я могу хорошо сдать сессию», «У меня все получится». Очень важно соблюдать режим, правильно питаться – не пить много кофе и не переедать, потому что в таком случае ваш организм будет расходовать энергию не на усвоение информации, а на переваривание обеда. А вот по ночам лучше спать, ведь именно в это время мозг ведет сложную работу – переводит оперативную память в разряд долгосрочной. Поэтому пускай полуночники потом не удивляются, что наутро они не помнят ничего из того, что учили накануне.

Если вы подвержены панике, не приходите на экзамен раньше, чем за 10 минут до начала, не расспрашивайте однокурсников, как сдавала их группа, как вел себя препода­ватель – так вы накрутите себя еще бо­льше. Перед входом в аудиторию сделайте три глубоких вдоха и «навесьте» на лицо улыбку (ее даже можно заранее отрепетировать перед зеркалом) – поверьте, спокойствие и хорошее настроение всегда заразительны, и они помогут вам расположить к себе даже самого сурового преподавателя.

Людмила Минкевич– Никогда не готовилась к сессии заранее, – признается бывшая студентка Людмила Минкевич, которая окончила Институт журналистики БГУ с красным дипломом. – У меня было правило садиться за экзамен за три-четыре дня до него – примерно такой перерыв существовал между дисциплинами во время сессии. А в течение триместра я просто пыталась получить полезные знания: что-то из них действительно пригодилось, а что-то, как это часто бывает, оказалось совершенно бес­полезным.

Особых способов запоминания информации у меня не было: я просто читала материалы по билету, пыталась вычленить главное. Если ин­формация была на распечатках, подчеркивала самое важное цветными маркерами или ручками – так лучше запоминалось. А потом рассказывала себе то, что запомнила. И так по каждому билету. А в последний день я просто пробегала глазами материалы по экзамену, чтобы освежить свои знания, – наверное, пото­му что зрительная память развита у меня лучше.

Насчет шпаргалок признаюсь: писала. Как правило, по самым сложным предметам. Но вот с собой на экзамен я их не брала – они мне нужны были только для лучшего запоминания. Такой способ подсказала мама, и, как показала практика, он работает!

В день экзамена всегда старалась попасть в первую пятерку и ответить первой или второй, потому что больше всего в жизни не люблю ждать. А так ответил, получил оценку – и гуляй!

Что же касается студенческих традиций и ритуалов, то халяву в зачетку я не ловила и с книжками под головой не спала. Но вот волосы перед экзаменами старалась не мыть, чтобы, как говорила бабушка, «не вымыть все знания». Может, и глупости все это, но, как говорится, береженого Бог бережет.

Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН»
Фото Виталия ГИЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter