А рядом жила легенда

Марина Ладынина ушла знаменитой и неизвестной В нашем кино были только две реальные звезды - Любовь Орлова и Марина Ладынина.
Марина Ладынина ушла знаменитой и неизвестной

В нашем кино были только две реальные звезды - Любовь Орлова и Марина Ладынина. Звезда - это особый свет, это ореол легенд, это магическая сила, которая притягивает миллионы сердец, причем мы даже не отдаем себе отчета, почему нас так к звездам тянет и почему с ними в нашей жизни становится светлее.

Много лет назад не стало Орловой, и мир вокруг ощутимо помрачнел. Теперь не стало Ладыниной - и это воспринимаешь как непоправимую потерю в собственной жизни. Потому что даже на склоне лет одиноко живущая в поднебесье высотки на Котельнической набережной и уверенная, что она всеми забыта, Ладынина все равно ухитрялась делиться с нами своим теплом. С наших домашних экранов не сходили ее "Кубанские казаки", "В шесть часов вечера после войны", "Свинарка и пастух", "Богатая невеста", "Сказание о земле сибирской", в наших комнатах не умолкал ее мерцающий, то совсем не певческий, низкий и с хрипотцой, то почти колоратурный голос.

Ладынина актриса фольклорная. Они так и делили с Орловой свое амплуа и славу: Орлова сияла на недосягаемых высотах и даже в роли письмоносицы Стрелки все равно носила диадему Марион Диксон, Ладынина была рядом и вровень с нами; Орлову в толпе и представить невозможно, Ладынину в толпе могли и не узнать. Ни та, ни другая не пытались играть жизнь. Обе были в первую очередь звездами музыкального кино, кинооперетты, жанра условного и нарядного, легкого и любвеобильного, который и сегодня заставляет нас видеть в черно-белом кадре мир многоцветный и полнозвучный. Орлову поднял до высот всенародной славы мастер музыкального кино и ее супруг Григорий Александров. Ладынину сделал знаменитой другой мастер музыкального кино и ее супруг Иван Пырьев. Александров - режиссер городской, Пырьев - деревенский. В отличие от "голливудского" Александрова, Пырьев стал создателем второго крыла нашей комедии народной сказки, где воспевались то дружба народов СССР, то трудовой энтузиазм колхозников.

...Деревенскую девочку приняли в искусство с пометкой "особо одаренная". Впервые на сцену Ладынина вышла во МХАТе Станиславского и Немировича-Данченко, готовила Ирину в "Трех сестрах". Но бросила Чехова ради Пырьева и "Богатой невесты". Причем путь этого фильма на экран не был усеян розами: на Украине его назвали "шкидливым", а Кинокомитет его запретил. Новый глава Кинокомитета на всякий случай показал вредный фильм Сталину - тому вдруг понравилось. И пошло-поехало: запели-затанцевали "Трактористы" и "Свинарка и пастух", Пырьев усердно разрабатывал целину советской колхозной комедии. Драматических ролей Ладыниной почти и не досталось: "Секретарь райкома", "Испытание верности" и обрыв пленки. В 1951-м Игорь Савченко позвал ее сыграть графиню Потоцкую в фильме "Тарас Шевченко". Всю роль по приказу Кинокомитета из фильма вырезали. Фатум.

Народная легенда Марина Ладынина прожила без кино все последние полвека! Ее не звали на новые роли, не спешили приглашать на ТВ; пару раз она вышла на сцену Театра киноактера и время от времени гастролировала с составленной ею поэтической программой. Так и состарилась, ожидая телефонного звонка.

А недавно Марине Ладыниной в Доме кино вручали российскую национальную премию "Ника" "За честь и достоинство". Ее назвали великой актрисой, что абсолютная правда и чего почти никогда не говорят мастерам при жизни. Великая актриса, одна из тех, кто легко и с улыбкой несли на плечах груз эпохи, поднялась на сцену, и зал встал ей навстречу. Это был ее последний триумф, потом наступила уже абсолютная тишина. В без малого 95 лет Марина Ладынина умерла богатой невестой: настоящего диапазона ее актерского дарования так и не узнали ни мы, ни она.

Валерий КИЧИН.

Два года назад мы встретились с Мариной Алексеевной у нее дома. Тогда была опубликована только часть беседы. Теперь печальный повод опубликовать то, чего еще никто не читал.

- Как вы, деревенская девушка, попали в театр?

- Мы с подругой решили ехать в Москву. Поступила в ГИТИС, училась, много читала. И по окончании была принята в труппу МХАТа. В театре меня любили. В гости приходили Яншин, Судаков, Грибов, Борис Ливанов, Лужский... Лужский хотел меня снимать в "Цыганах". Когда его спросили, что он нашел в Ладыниной цыганского, он ответил: "В глазах у нее есть что-то свободное!" Моими друзьями стали Зельдин, Давыдов, Самойлов, режиссер Швейцер, Юрий Олеша. Моим другом был человек необычайной доброты Николай Черкасов. Очень дружны были с Бернесом, а с Раневской жили в одном доме, я часто у нее бывала, и она любила, когда я читала ей стихи.

- Вы во МХАТе встречались со Станиславским?

- Во МХАТе моей первой ролью была Таня из инсценировки по Горькому "Двадцать шесть и одна". Станиславский вызвал меня к себе. Три дня я думала, как себя вести, что надеть. В шесть вечера пришла в Леонтьевский. Константин Сергеевич сидел на диванчике за овальным столом. Он задержал мою руку, когда мы здоровались, и сказал: "Теплая рука, еще, значит, не умерла со страха! Меня все боятся, а я очень добрый. Вы будете ходить по комнате, пока я не скажу: довольно!" Это оказалось не так просто. Наконец слышу: "Довольно! Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!" И я поняла, почему мне некуда девать руки на сцене. Станиславский спросил: "Что делаете в театре?" Я отвечала, что играю мальчиков и девочек. "Странно, - сказал Станиславский. - Вы женщина и должны играть взрослые женские роли!" И вдруг спросил, помню ли я, как в "Вишневом саде" Аня успокаивает маму. Если хотите успокоить человека, что нужно сделать? Нужно плакать вместе с ним, тогда он вам поверит и прижмет вас к своему сердцу.

- Расскажите о Пырьеве.

- Я, актриса МХАТа, неожиданно для самой себя оказалась на съемочной площадке "Богатой невесты", превратившись в сельскохозяйственную актрису. Сейчас о наших фильмах чего только не услышишь! Да, они продукт своего времени, и это правда. Но не вся правда! Ведь и сегодня еще я получаю благодарные письма от зрителей: они до сих пор под обаянием музыкально-комедийного кинолубка, которым Пырьев владел в совершенстве и который, я уверена, имеет право на самые невероятные отклонения от жестокой реальности в сторону сказки. Мы и вправду считали, что рождены, чтоб сказку сделать былью, и обращали сказку в быль.

- Вы ушли из театра на пороге славы, из кино - в пике славы. Почему?

- Сама я не приходила и не уходила, это обстоятельства жизни менялись.

- Вы единственная советская актриса - лауреат пяти Сталинских премий...

- Роль - вот единственная награда. Свои ордена я никогда не носила, надевала только на официальные приемы, когда требовали в приглашении... В партии не состояла. Из всех партий признаю только партию человечности.

- Улыбка Ладыниной стала символом эпохи. А какой Ладынина человек?

- Нелегкий для близких и для себя самой. Всегда полна сомнений.

- Во что вы верите?

- Верю, что если из ста человек восемьдесят злые, то двадцать - добрые, и они обязательно победят.

- А разве побеждает не большинство?

- Большинство, которое выдумали коммунисты, ничего не решает. Решает меньшинство. Соглашаться проще, сражаться сложнее.

- Вы снимались в жуткое время. Не страшно было?

- Страх - страшная сила. Даже когда культ личности был разоблачен, люди продолжали бояться: казалось, что Сталин еще живой!.. Первый раз я оказалась на приеме в Кремле в 1939-м после выхода "Трактористов". Ко мне кто-то подошел: "Вы у нас сегодня первый раз!" - и чокнулся. За ним шли двое, у одного на подносе стояла бутылка шампанского, у другого - рюмки ножками вверх. Когда они пошли дальше, я вдруг довольно громко спросила у знакомых: "А кто это был?" Мне сказали: "Тише, тише! Ты что? Это Молотов!"

- Вы не знали в лицо второе лицо в государстве?

- Не была уверена. Впрочем, я старалась на приемах в Кремле ни с кем не спорить и соглашаться со всем, что мне говорили. И наблюдала, как наши деятели культуры подходили к главному столу, за которым сидел Сталин, чтобы напомнить о себе.

- Вы были знакомы со Сталиным?

- Меня ему не представили. Я читала, что ему нравилась. У меня он не только не пользовался взаимностью, я его ненавидела!

- Как в искусстве живется таланту?

- Таланту трудно пробиться. Я пробилась только... к зрителю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter