…А пока идет «охота» на… абитуриентов

В сельскохозяйственных организациях республики работают свыше 10 тысяч главных специалистов, 64 процента из них имеют высшее образование. Видно, что, несмотря на стабильные показатели их приема и выпуска, проблема обеспечения села высококвалифицированными кадрами все еще не решена. При этом одним из самых острых вопросов остается закрепление молодых специалистов.

Регионы конкурируют не только по показателям, но и по привлекательности для работы и проживания

В сельскохозяйственных организациях республики работают свыше 10 тысяч главных специалистов, 64 процента из них имеют высшее образование. Видно, что, несмотря на стабильные показатели их приема и выпуска, проблема обеспечения села высококвалифицированными кадрами все еще не решена. При этом одним из самых острых вопросов остается закрепление молодых специалистов.

Как показывают исследования межвузовской научно-исследовательской лаборатории мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования, действующей на базе БГСХА, после обязательных двух лет работы по распределению, трудится только около половины направленных. После трех лет их остается в среднем около 40 процентов, после четырех — около 30, после пяти — около 20. Причем это, как правило, коренные жители села. Более высокий уровень закрепляемости специалистов в Минской и Брестской областях, более низкий — в Могилевской. Ранжирование областей по привлекательности для работы и проживания молодых специалистов выглядит в процентах от опрошенных так: Минская (34), Гродненская (22,4), Брестская (18,6), Витебская (9,8), Могилевская (8,5), Гомельская (6,7). Видно, что довольно значительная часть выпускников прибывает в село не работать, а отрабатывать. Если такая ситуация будет продолжаться и дальше, то при любом количестве выпускаемых специалистов кадровая проблема все равно не решится. Однако, как отмечают респонденты, строительство агрогородков несомненно (18,5) или частично (62,6) приведет к улучшению социально-бытовых условий жизни на селе и уменьшению оттока молодых специалистов в город.

Достаточно высокий уровень полученных в вузе профессиональных знаний подтвердили 76,7 процента опрошенных специалистов, специальность нравится — 77,6. В то же время ими отмечены недостаточные экономические знания, знания и умения по применению новых технологий, психологические и организационно-управленческие навыки.

Уровень практической подготовки студентов не соответствует требованиям современного сельскохозяйственного производства.

Такая оценка была дана на заседании коллегии Минсельхозпрода в марте прошлого года. Наблюдается дисбаланс теории и практики в образовательном процессе: наши выпускники имеют достаточный уровень теоретической подготовки, но им зачастую не хватает практических навыков. Наверное, поэтому часто можно видеть объявление, где требуется специалист со стажем не менее пяти лет.

Причин низкого уровня практической подготовки студентов немало. Это слабая заинтересованность сельскохозяйственных организаций в предоставлении мест для практики студентов, отсутствие Положения о базовом предприятии для практики студентов вузов, нечетко прописана в типовом Положении о производственной практике студентов ответственность принимающей организации за качество практики, в силу чего значительная часть студентов проходит ее по месту жительства родителей или родственников, то есть по личной договоренности.

Механизм решения многих проблем подготовки и закрепления кадров на селе был изложен академиком НАН Беларуси Владимиром Гусаковым в газете «Белорусская нива» от 5 января 2010 года. Автор называет главные пути устранения несоответствий: подбор абитуриентов и направление их на учебу в аграрные вузы должны прежде всего осуществлять сельскохозяйственные организации; с первых дней учебы студент-первокурсник должен иметь закрепленное за ним хозяйство, на базе которого он будет проходить практическое обучение в течение всех лет учебы в вузе; после завершения учебы студент направляется на работу в это, уже ставшее «своим», хозяйство. Предлагаемое им решение не что иное, как модель кооперированного обучения, применяемого в ряде развитых стран и являющегося высшей формой существующих вариантных моделей целевой подготовки специалистов по заказу реальных адресных нанимателей.

Такой подход тем более важен, что к настоящему времени все испробованные традиционные способы по улучшению качества практической подготовки студентов и закрепления на селе молодых специалистов практически исчерпаны. Очевидно также и то, что учреждениям образовательного процесса эту проблему в одиночку не решить. Назрела необходимость радикальных перемен традиционных форм организации приема студентов на остродефицитные сельскохозяйственные специальности. Выход здесь видится только в переходе на кооперированное обучение с разработанной и утвержденной соответствующей нормативно-правовой базы. Рано или поздно мы придем к этому. Только тогда отпадет необходимость «охоты» аграрных вузов на абитуриентов, а закрепление на селе молодых специалистов на длительное время или на всю жизнь станет реальностью.

Если сложить все накопившиеся несоответствия в одно целое, то можно ли это считать кризисом в аграрном образовании? Думаю, что нет. Но важно не допустить кризиса мышления и непризнания объективной действительности при решении данной кадровой проблемы, руководствуясь известной мудростью: от живого созерцания — к абстрактному мышлению и от него — к практике.

Николай ДОБРОЛЮБОВ, заведующий межвузовской научно-исследовательской лабораторией мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования, действующего на базе БГСХА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter