Космоаэрокартография, философия, медицинская экология, фундаментальная химия… Получить специальность по этим направлениям можно только в одном учреждении высшего образования страны – Белорусском государственном университете. В совместном проекте «Знаменки» и БГУ, посвященном 100-летию вуза, мы расскажем об уникальных профессиях, которые осваивают здесь студенты.
Брать завтра с собой на работу зонт? Ждать ли заморозков в выходные, чтобы планировать высадку в открытый грунт томатов и перцев? Ответы на эти вопросы мы узнаем из прогноза погоды. Составление сводок – долгая и кропотливая работа, которой занимаются специалисты из разных областей, в том числе гидрометеорологи. Но студенты специальности «гидрометеорология» факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета уверяют, что область их компетенций намного шире, чем просто составление прогноза погоды.
На факультете географии и геоинформатики подготовили около 200 специалистов-гидрометеорологов
От сельского хозяйства до энергетики
БГУ – единственный вуз в стране, где готовят экспертов в области гидрометеорологии. Обучать студентов этому направлению в университете начали в 2006 году. В отдельную специальность гидрометеорологию оформили в 2013-м, с того момента в дипломах выпускников к квалификации «географ» добавилось еще одно слово – «гидрометеоролог». Специалисты со знаниями в этой области востребованы на рынке труда, констатирует заведующая кафедрой общего землеведения и гидрометеорологии Юлия Гледко:
На факультете географии и геоинформатики подготовили около 200 специалистов-гидрометеорологов, добавляет Юлия Александровна:
– Выпускники трудятся в системе учреждений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Также молодых специалистов приглашают в институты и организации, чья деятельность связана с добычей полезных ископаемых, строительством и транспортом. Но основным заказчиком кадров на протяжении долгих лет остаются Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды (Белгидромет), его областные и районные подразделения.
Одно из направлений, которому уделяется особое внимание на кафедре, – сотрудничество с международными коллегами. В числе партнеров – организации и университеты России, Украины, Литвы, Польши, Германии, Швеции и Финляндии, продолжает Юлия Гледко:
– Обсуждаем вопросы совместной работы в области подготовки кадров с одним из институтов КНР, составлен проект договора о сотрудничестве с Одесским экологическим университетом. Коллеги из Российского гидрометеорологического университета приглашают поучаствовать в проекте «Плавучий университет»: отправиться в экспедицию и исследовать морские акватории.
Что покажет осадкомер?
В учебном плане будущих гидрометеорологов есть как общие географические дисциплины, так и специальные курсы. Студенты изучают гидрологию водохранилищ, теорию общей циркуляции атмосферы, агрометеорологию, прикладную климатологию и десятки других предметов. Помимо пар в аудиториях у ребят много практических занятий, для их выполнения далеко ездить не нужно – во дворике расположен собственный автоматизированный метеорологический комплекс, уточняет Юлия Гледко:
– Такими оснащены все метеорологические станции Белгидромета. Наш комплекс автономен, но есть задумка включить его в общую сеть.
Часть занятий у студентов проходит на автоматизированном метеорологическом комплексе
– Здесь есть приборы, фиксирующие температуру, скорость ветра, атмосферное давление, – перечисляет Даша, – а зимой выходим со снегомером и определяем высоту снежного покрова.
– А что это за устройство причудливой формы? – указали мы на высокую металлическую конструкцию, верхушка которой напоминает лепестки.
– Это осадкомер, – пояснил Андрей, – специальный прибор для измерения осадков: дождя, снега, града.
Неужели студентам приходится постоянно дежурить на станции, следить за ее работоспособностью и снимать показания? Лиза поспешила развенчать наши догадки:
– Данные с приборов напрямую передаются на один из компьютеров кафедры. Студенты их проверяют, исключают ошибки. За время работы станции собрали объемную базу информации, которая используется для написания курсовых, дипломных и научных работ.
И физика может быть интересной
В последние годы набор на «гидрометеорологию» на 80 процентов состоит из иногородних студентов. И наши собеседники тому подтверждение: Лиза родом из Полоцка, Даша из Гомеля, а малая родина Андрея – Лида. У каждого из ребят своя история выбора будущей профессии. Так, Елизавета целенаправленно шла именно на эту специальность:
– Гидрометеорология сочетает в себе разные направления: климатология, синоптика, изучение гидросферы. Мне показалось, что здесь смогу получить универсальный набор навыков. Пока в своем решении не разочаровалась.
– В Лиде есть своя станция. Каждый раз, проезжая мимо, невольно бросал взгляд в ее сторону. Теперь, возможно, сам когда-нибудь смогу на ней поработать.
Сложно ли обучаться профессии? Даша не скрывает, что порой приходится непросто:
– При поступлении сдавали математику. Когда узнала, что во время учебы будет еще и физика, вспомнила школьные уроки и то, как иногда по несколько раз перечитывала параграф, потому что ничего не понимала. Но оказалось, что физика – это очень интересно. Во многом из-за преподавателя: на нашей кафедре работают увлеченные своим делом люди, этому у них учимся и мы.
shestakevich@sb.by