Информационный таксофон и дополненная реальность: как директор школы из Борисова внедряет высокие технологии в образование

А оно нам нано!

«Даже не пытайтесь: оторвать детей от смартфонов невозможно. Да и с чего вдруг им от них отказываться, когда друзья, родители и учителя постоянно ими пользуются? Следует делать так, чтобы это устройство было для них полезным не только для развлечений, но и в плане образования», — так считает Петр Кушняров, директор борисовской средней школы № 22. Сам он разработал более 15 мобильных приложений для изучения школьных предметов, а еще внедряет новые технологические приспособления с эффектом дополненной реальности. Корреспондент «Р» в преддверии Дня учителя отправилась в эту необычную школу. 

Петр КУШНЯРОВ: «В моей рабочей группе школы по дополненной реальности 10 преподавателей, они действительно заинтересованы создавать продукты, которые будут интересны детям».

Возьмите трубку 

Борисов. Утро. В школе № 22 тишина — идут уроки. Записавшись в журнале у вахтера, останавливаемся с фотографом в холле у… таксофона. Рядом с нами уже стоит молодой энергичный директор, который объясняет принцип действия устройства:

— Эта разработка называется информационный таксофон, я его полностью переделал из привычного уличного телефона. Он один из элементов моего проекта «Электронная школа». Возьмите трубку, нажимайте на сенсорном экране «Вход» и знакомьтесь с полной информацией о школе.



Не дойдя до кабинета директора, встречаем в коридоре «генеалогическое древо» школы — несколько лет назад она приняла в себя еще две — № 19 и № 5. Древо, на котором размещены все директора с 1936 года, это первый шаг к созданию своего музея. Рядом, кстати, лаборатория дополненной реальности. 

Директора рода Кушняровых 

Петр Владимирович по первому образованию — руководитель оркестра. После музыкального колледжа имени М.И.Глинки был учителем музыки, играл на тубе в образцовом оркестре МВД и 72-го гвардейского объединенного учебного центра. Получил высшую квалификационную категорию, но… педагогика заманила — параллельно учился в Институте культуры, а затем в БГПУ им. М.Танка. В педвузе он получил специальность преподавателя информатики. 

— Если разобраться, то музыка — это та же математика. Всегда использовал компьютерные программы даже для работы с партитурами и аранжировками. Хотелось развиваться, и потому выбрал путь учителя информатики, хотя, признаюсь, ранее бы и не подумал, что стану педагогом. С детства видел, насколько тяжелая это работа, — признается Петр Владимирович и раскрывает интересный факт: — Моя мама — учитель-дефектолог, а папа — директор и учитель истории в бывшей школе № 19 Борисова. Дедушка также был директорм школы, учителем русского языка. И мой родной брат — нынешний директор минской гимназии № 16, он физик и информатик.

Приложения директора борисовской школы № 22 пользуются спросом.

Во время работы в школе Петр Кушняров самостоятельно изучал в интернете технологию дополненной реальности. Нашел бесплатные программы и с такими же энтузиастами из Индии, США, Великобритании, которых встретил на YouTube, обменивался наработками. 

— Многое можно купить — например, лицензии программ, но, когда средств нет, начинаешь мыслить иначе: понял, что могу многое освоить и применить сам и при этом затраты будут минимальные, — уверен Петр Кушняров. — Так, сделал первое мобильное приложение по предмету «Искусство». Школьники наводят на картинки произведений Национального художественного музея камеру смартфона, и они становятся объемными: можно детально рассмотреть не только мазки красок, но и трещинки на них. При этом каждая картина озвучена музыкальным произведением той эпохи, в которую была написана. 

Легкие дышат, сердце стучит

К настоящему моменту директор создал уже более 15 мобильных приложений по таким школьным предметам, как искусство, астрономия, история, математика, физика, информатика, биология, анатомия человека и другие. Толчок к такому развитию дал и Национальный институт образования, где сейчас он аспирант. Там, завидев наработки педагога, сказали, что такое не просто поддерживать надо, а внедрять. В Лицее БГУ также заинтересовались — и теперь используют его приложения, дополняют их.



На двери лаборатории дополненной реальности картинка, зашифрованная QR-кодом. Петр Владимирович наводит камеру смартфона — и вдруг появляется трехмерное изображение головы: «Здравствуй, мой любознательный друг! Тебя приветствует говорящая голова профессора Знайки…» Своего рода искусственный интеллект предлагает варианты развития событий: рассказать о лаборатории, ответить на интересующий вопрос. Заходим внутрь, в кабинете всюду QR-коды и простые изображения. Когда наводишь смартфон на каждое из них, они будто оживают: человеческое сердце становится объемным, можно вокруг него походить, рассмотреть на нем каждую деталь и послушать, что и для чего в нем. Нажав на экране на сердце, мы видим, как оно работает. Петр Владимирович дает мне надеть белую майку, наводит на нее камеру смартфона — и на экране проявляются легкие, ребра, сердце, — будто бы они в реальности прямо на мне и пульсируют. Так изучают в этой школе анатомию человека. 

Картинки, которые используются в дополненной реальности, самые разные. От изобретений Леонардо да Винчи, которые можно рассмотреть со всех сторон, до карты нашей страны. Также фото из учебников истории, превращающиеся в движущиеся боевые действия, а человеческий скелет буквально можно разобрать по косточкам. Ребятам младших классов особенно нравятся анимационные картинки с животными, где медведи, львы и коровы двигаются, издают звуки. 



А что это в углу? Будто бы британская телефонная будка. Действительно, взяв трубку и воспользовавшись экраном планшета, который вставляется в таксофон, можно оценить свой английский язык и прослушать свое произношение. Рядом — еще одна новинка Петра Кушнярова: электронная система учета рабочего времени. Поднося к сканеру (его роль выполняет планшет в общем устройстве) визитку учителя с QR-кодом, система записывает, во сколько он пришел и ушел. Вскоре у педагогов появятся бейджи с такими кодами для системы. 

— Так просто, без дорогостоящих пропускных карт, можно сделать умную систему в школе, — Петр Владимирович показывает со всех сторон свою и школьного инженера-программиста разработку. В их планах разработать и приложения паспортов классов, электронный документооборот для удобства педагогов и родителей. А еще в лаборатории вскоре появится музей техники, в котором, к слову, будет более 80 экземпляров редких устройств.



Технологии на бумаге

Сейчас Петр Владимирович занимается кандидатской, изучает новое приложение по дополненной реальности Массачусетского университета, работает с минскими проектами по виртуальной реальности, готовит в ней и свой проект для детей с особенностями развития:

— Все наши приложения бесплатны, они есть на сайте школы. Только за одно лето их скачивали более тысячи раз. Недавно звонили из Краснодарского края. Оказалось, уже полгода пользуются моими приложениями для школьных предметов с дополненной реальностью. Сейчас работаем и с Казахстаном. Разработал им образовательное приложение об их республике. Тестируют наши приложения и в Польше. Чем хороша сама технология дополненной реальности? Имей изображение — памятник, картинку или фото — и применяй возможности нашего века. В нашей школе уже сами учителя-филологи делают буктрейлеры — как трейлеры в кино, только для книг. Вы открываете учебник, наводите на название камеру и смотрите короткое видео из экранизаций произведения. Это ребят побуждает читать!

alinakasel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter