А не замахнуться ли нам, братцы, на Кондрата нашего Крапиву?

Режиссер  Александра  Бутор  сделала  Павлинку  беременной и  на  этом  не  останавливается

Режиссер  Александра  Бутор  сделала  Павлинку  беременной и  на  этом  не  останавливается

Вопреки известной поговорке первый белорусский телевизионный мюзикл получился не комом. На конкурсе «Телевершина» «Павлинка NEW» получила Гран-при. ОНТ решило не останавливаться на достигнутом и дальше пошло тем же путем. В грядущую новогоднюю ночь телезрители вновь увидят мюзикл. На этот раз его сделали на основе басен Кондрата Крапивы и назвали «Батлейка». Режиссером проекта опять стала Александра БУТОР.

— Саша, своим первым мюзиклом, завоевав главную награду белорусского телевизионного конкурса, вы поставили очень высокую планку. Не страшно было браться за очередной подобный проект?

— Нет. «Павлинка» — первый опыт. Мы выложились на тысячу процентов. Сделали даже то, что не надо было делать. Заказали множество костюмов, записали большое количество музыкальных номеров, без которых можно было обойтись. В итоге получился длинный клип, где очень быстро меняются кадры. Многие говорили, что толком даже не успевали рассмотреть всю красоту. Потому на этот раз мы все делали размеренно, по-киношному. Дадим возможность зрителям насладиться теми или иными сценами. «Павлинка» — огромный опыт. Теперь проще и в организационном плане.

— А как вы вообще осмелились взяться за мюзикл?

— Это моя идея. До него мы с Егором Хрусталевым делали фильм «Однажды под Новый год». Я снимала саму историю, а клипами занимались другие режиссеры. Это был наш первый совместный опыт. После того прошло еще несколько лет. За это время я сняла множество клипов. Насмотревшись российских новогодних шоу, решила сделать мюзикл.

— Янка Купала и Кондрат Крапива. Вы специально беретесь за белорусских классиков?

— Это влияние украинских мюзиклов, которые превозносят своих национальных героев. Идея хорошая, почему бы и нам не воплотить ее в жизнь? У нас ведь много интересного материала. Жаль только, что люди не всегда понимают цель моих проектов. После «Павлинки» на меня ополчился весь Купаловский театр. Два актера наотрез отказались участвовать в «Батлейке». Им не понравилась моя интерпретация классики. Могу их понять. Много лет назад я делала большую телевизионную программу про «Павлинку». Просмотрела все версии спектакля. Он не менялся десятилетиями, несмотря на разные актерские составы. И тут вдруг какая-то девочка от телевидения… Честно говоря, я была готова к тому, что не все поймут нашу задумку. Мы ведь сделали музыкально-развлекательный проект на основе пьесы Купалы. И вовсе не претендовали на оригинальную постановку.

— И после этого вы отважились взяться за Крапиву?

 — С Крапивой все еще сложнее. Не знаю, как отреагируют его родственники. Сделать мюзикл на основе басен – идея Егора Хрусталева. Предложение поступило весной, а снимать начали только в сентябре. Все это время мучились над сценарием. Дело в том, что большинство людей знает лишь несколько басен Крапивы из школьной программы. А на самом деле у него очень едкая, жесткая сатира. И перенести ее на экран невероятно сложно. Я не хотела делать «Comedy Club» или КВН. Стремилась работать в стиле Гайдая, чтобы, глядя на экран, у людей появлялась добрая улыбка. Превратить животных в людей и при этом сохранить иносказательный смысл очень сложно. Сценарий переписывали несколько раз. Но в итоге, надеюсь, у нас получились очень милые персонажи.

— Главной претензией телезрителей к «Павлинке» была «трасянка», на которой разговаривали ваши герои…

— Теперь наши герои будут говорить на красивом белорусском языке. Даже диалоги у нас в стиле Крапивы, в стихи их перевел Валерий Мороз.

— Многие сходятся во мнении, что слабым местом в первом проекте была актерская игра. Может быть, все-таки стоило пригласить профессионалов, а не доверять роли певцам?

— В этом мюзикле у меня было больше свободы. Главное — мне дали возможность самой выбирать песни. Я предложила репертуар «Песняров», в основном их народные песни. И под каждую сцену сама выбирала произведение. К тому же у меня было условие: в баснях играют профессиональные актеры, а поют певцы. Поэтому в «Батлейке» будут даже народные и за­служенные артисты.

Актеры охотно согласились, за исключением двух вышеупомянутых купаловцев. С драматическими артистами работать легко, съемки — это часть их профессии. Наши эстрадные звезды не всегда понимают, что от них требуют. Например, Жора Колдун, который играл в «Павлинке», хорошо знал, что я от него хочу. С другими было сложнее.

— Надо понимать, что у вас появились свои любимчики?

— Колдуна-певца я вообще не воспринимаю, и Жора это знает. Как к телеведущему тоже сеть вопросы: на съемках шоу «Один против всех» мне было скучновато. Но Колдуна-актера я просто обожаю.

— Специально сохранили героев «Павлинки»?

— Они появились совершенно случайно. У Крапивы есть басня «Памагаты», про нерадивого сына и тирана-отца. Их отношения напомнили мне героев Колдуна и Сергея Журавля в «Павлинке», и я решила перенести их в новый мюзикл. Егор Хрусталев предложил к ним в компанию и беременную Павлинку. Прошел год, и в семействе ожидается пополнение.

— Басни объединены общим сюжетом?

— Сначала никакого общего сюжета не было. Отобрали десять басен, никак между собой не связанных. По сути, если их снять каждую отдельно, получилось бы что-то типа «Ералаша». Я же задумывала кино. И когда предложила Егору сделать песню «Княжна» заглавной, у него сразу родилась история: папа княжны устроил для дочки (ее играет «Мисс Беларусь-2008» Ольга Хижинкова) смотрины женихов – героев басен.

— Каким образом выбирали героев?

— Взять на главную роль «Мисс Беларусь» — идея Хрусталева. Логика проста: первая красавица страны – первая красавица княжества. Ольга даже занималась на актерских курсах у Валерия Мороза. Она очень старалась. К тому же рядом с ней был Геннадий Давыдько, который в нужный момент подставлял свое плечо.

Перед нами стояла задача: снять звезд белорусской эстрады. Я брала список и к каждому примеряла какие-то роли. И, по большому счету, осталась довольна людьми, которые работали у меня в мюзикле. Не совсем удовлетворена музыкальным материалом. Убеждена, что все-таки песни необходимо специально писать под мюзикл.

На снимке: Люся ЛУЩИК и Алексей ХЛЕСТОВ во время съемок мюзикла.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter