Репортеры «СОЮЗа» в Минске и Москве попробовали взять автомобиль в каршеринг

А не проще купить коня?

МИНСК

В Минске набирает популярность каршеринг — сервис, позволяющий взять в аренду автомобиль через специальное мобильное приложение.

Число пользователей быстро растет: в системе ежедневно регистрируются от 30 до 70 человек. По словам одного из учредителей компании Drivetime Ивана Желтоногина, машин на всех уже не хватает: в ближайшее время парк будут расширять, ведь для того, чтобы каршеринг заработал в полную мощь, Минску нужно минимум 250 машин. Пока же по городу их курсирует чуть меньше полусотни.

Для того, чтобы каршеринг заработал в полную мощь, Минску нужно минимум 250 машин. Пока же их чуть меньше полусотни. 

Обкатка сервиса, который предложили минчанам этим летом, прошла успешно, считают учредители компании. Удивляет, насколько бережно белорусы пользуются арендными автомобилями: в салоне стараются не мусорить, а если при поминутной аренде случайно залезли в минус — на карте не хватило денег, — сами звонят в службу поддержки и спрашивают, как быстрее погасить задолженность. Ведь в противном случае арендовать авто в следующий раз не получится.

Многих, впрочем, озадачивают внушительные штрафы и санкции — в каршеринге они довольно высокие: за оставленный в салоне мусор и курение — 70 белорусских рублей (курс: 1 белорусский рубль равен 33 российским) плюс стоимость химчистки, нет денег на карте для оплаты — будет «капать» 35 рублей за каждый день просрочки.


Не заправились и закончили поездку с пустым баком — оштрафуют на 30 рублей. Было превышение скорости? В дополнение к штрафу придется заплатить 15 рублей самой компании. Не слишком ли суровые меры?

— Сделано это для защиты от недобросовестных пользователей, — объясняет Иван Желтоногин. — Пока, кстати, таких нарушителей практически не встречалось.

К слову, пока не совсем ясно, как быть с шаговой доступностью — непременным атрибутом сервиса: став членом «клуба» каршеринга, человек рассчитывает на то, что автомобиль будет все время под рукой. Смысл идти к нему через весь микрорайон? Удобнее в таком случае вызвать такси или Uber. Владельцы говорят, что это вопрос времени: как только машин станет больше — в идеале их вообще должно быть около 500–600, — пользователи станут тратить меньше времени на то, чтобы добраться до арендованного автомобиля.

— Вообще, по утрам машины чаще берут в микрорайонах, по вечерам — в центре, у гипермаркетов. Наши сотрудники стараются переставлять машины, чтобы они равномерно были распределены по городу, не скапливались в одном месте. В ближайшее время, кстати, будем заниматься вопросом отдельных парковочных мест у торговых центров. Белорусские пользователи пока склонны сравнивать нас с такси и Uber. Но каршеринг — не такси: арендуя автомобиль, вы становитесь его временным владельцем. Это ваш личный транспорт, вы сам себе хозяин, можете спланировать маршрут. Но главное — в каршеринге вам не нужно платить за бензин, он включен в стоимость аренды! У клиента есть топливная карта, по которой всегда можно заправиться. А что касается цены — пока пользователям все же выгоден поминутный тарифный план, а не абонемент на сутки. Но в скором времени появится новый суточный тарифный план, более бюджетный — думаю, он заинтересует наших клиентов.

Инна Кабышева

melesyko@sb.by

МОСКВА

Рынок каршеринга в России с начала года вырос на 300 процентов. Компании, которые на нем работают, экстренно закупают машины, чтобы обеспечить спрос. Услуга оказалась востребованной, когда ее распробовали.

Вообще каршеринг — грубый перевод «поделись автомобилем» — начал активно развиваться в стране с 2013 года. Хотя впервые эта услуга появилась в Швейцарии аж в 1948 году.

Сейчас в России по системе каршеринга работает пять компаний. Конечно, основные зоны их работы — это Москва и Санкт–Петербург. Но даже здесь, при наличии пяти компаний, машин на всех не хватает.

Условия подключения к этой услуге примерно одинаковы у всех. Но есть некоторые существенные различия. Например, некоторые компании настаивают на заключении с ними реального договора, а это требует визита в офис либо вызова курьера, услуги которого оплачиваются. Иным компаниям вполне достаточно регистрации на сайте. Но в любом случае необходимо предоставить данные прав, паспорта, а также номер банковской карты, с которой будут списываться деньги за пользование услугой.

Воспользоваться услугой сразу по первому желанию невозможно. Проверка данных может от нескольких часов до двух суток. Поэтому готовить себя в качестве пользователя каршеринга надо заранее. Еще раз напомним, что в некоторых компаниях требуется подписать договор в бумажном виде. Это тоже требует времени.

ИНФОГРАФИКА «РГ» / МИХАИЛ ШИПОВ / АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ /ВЛАДИМИР БАРШЕВ

Надо иметь в виду, что машин, даже в Москве, не так уж и много. Полторы тысячи у одной, 1,3 тысячи у другой, 500 у третьей — и так далее. Поэтому для большего удобства необходимо закачать себе в смартфон все пять приложений. А также заранее заключить договоры с теми компаниями, которые выдвигают подобное условие. Тогда найти свободную машину в шаговой доступности будет легче.

Стоимость топлива включена в стоимость пользования автомобилем. Но пополнять бак все же придется. Правда, не за свой счет, а за счет компании. Карта оплаты всегда в бардачке. Потраченное время возместят бонусами. Например, бесплатными поездками. А за оставленную машину с пустым баком придется заплатить штраф.

А штрафы, кстати, отнюдь не дешевые. Напомним случай, когда один из арендаторов по своей вине попал в аварию. Авария была небольшой, но счет ему выставили чуть ли не в стоимость автомобиля. В таких ситуациях задумаешься: а нужна ли тебе краткосрочная аренда?

Именно после разбора этой ситуации компании каршеринга начали отдельно ограничивать условия оплаты ДТП. Как правило — не более 150 тысяч рублей. Также появилась новая услуга: каршеринг с КАСКО. Поминутная оплата значительно выше, зато в случае аварии ответственности практически никакой.

Надо иметь в виду, что штрафы за нарушения правил, выписанные в автоматическом режиме, должен будет оплатить тот, кто их совершил. При этом скидку в 50 процентов компании устанавливают только на пять суток. Хотя в законе прописано 20. Но это понятно. Пока компания получит уведомление о штрафе, пока найдет того, кто в этот момент был за рулем, пока перешлет ему информацию, время уходит. А если арендатор своевременно не оплатит штраф, то компания его оштрафует по собственным правилам, которые прописаны в двустороннем договоре.

Теперь немного о стоимости. Тарифы на каршеринг колеблются в диапазоне от 7 до 25 рублей за минуту. Это зависит от того, какой компанией вы пользуетесь, какой автомобиль арендуете. В последнее время стало популярным арендовать автомобили премиум–класса. Понятно, что это дорогое удовольствие. Да и таких автомобилей очень мало.

Но в среднем в Москве услуга каршеринга обходится в 8 рублей в минуту. Для сравнения, такси в среднем обходится в 15 рублей за минуту. При этом никаких собственных рисков, штрафов и прочих условий. Надо сказать, что в Европе каршеринг дешевле такси в 4 раза. А поэтому и востребован. Но в России этот бизнес только развивается.

Владимир Баршев

tvb@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter