А не махнуть ли нам на море Геродота?

ТУРИСТСКИЙ сезон открыт. Как сделать его успешным для белорусских баз отдыха и незабываемым для отдыхающих, корреспондент «БН» узнавала в Национальном парке «Припятский».

За какие туруслуги готовы платить в Беларуси арабские шейхи

ТУРИСТСКИЙ сезон открыт. Как сделать его успешным для белорусских баз отдыха и незабываемым для отдыхающих, корреспондент «БН» узнавала в Национальном парке «Припятский».

Хижина или комфортный номер?

«У нас даже есть стадион», — голос Елены Андык, начальника отдела туризма и экологического просвещения Национального парка «Припятский», проводившей экскурсию по Лясковичам для участников рекламного тура, звучал серьезно, и мы не сразу уловили подвох. Но Елена Викторовна, заметив удивление на лицах, продолжила: «Звонят потенциальные туристы и порой спрашивают, есть ли в гостинице горячая вода, а я отвечаю: «Вы не поверите, у нас есть даже туалетная бумага».

Человеку за сотни километров от Беларуси и Лясковичей в частности трудно представить глубинку с трехзвездочным отелем. Как и полагается, в каждом номере гостиницы «Над Припятью» — кондиционер, телевизор, холодильник, необходимый комплект полотенец, шампунь и мыло, махровый халат, одноразовые тапочки в упаковке, фен, ванна и отдельно душ-кабина в «люксах». Бассейн, боулинг, бильярд, тренажеры, интернет-клуб, велосипеды и моторки напрокат. Национальная кухня в ресторане, где шеф-повар Борис Кончиц, как никто другой, умеет приготовить дичь и горячий маринад для шашлыка — несколько своих рецептов он запатентовал. Кроме этого объекта, в Национальном парке есть еще шесть постоялых мест — «Дорошевичи», «Сосны», «Старушки», «Хлупинская Буда», «Дом охотника и рыбака» и гостевой дом в Турове. Участники экологических туров предпочитают селиться в деревянных стенах, приезжающие на новогодние корпоративы — в лесу, рыбаки и охотники — ближе к местам их азартного времяпровождения. Например, орнитологи-любители из Англии в восторге от номеров в «Дорошевичах», где все отделано натуральным материалом. Они приезжают сюда уже не первый год и без устали исследуют буквально каждую пядь Национального парка, на территории которого встречается около 255 видов пернатых, что составляет почти 90 процентов всего птичьего царства Белорусского Полесья. Для жителей туманного Альбиона счастье услышать трели или какой-нибудь свист редкой птицы. А уж увидеть воочию — верх блаженства. В холле гостиницы на столе мы заметили с десяток дневников наблюдений англичан.

Экотуризм отнюдь не всегда предполагает полное отсутствие бытового комфорта, хотя фанаты такого отдыха из Европы предпочитают, чтобы места их размещения, будь то обычный гостевой домик, соломенная хижина или юрта, были изготовлены из местных материалов и гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Рацион путешественников также должен включать в себя продукты местного производства. Такие вот они привереды.

Для тех, кто любит «погорячее», в конце августа здесь предлагают увидеть удивительное действо дикого мира — гон оленя. Рев самцов, который начинается с отрывистых и хриплых звуков, напоминающих вздохи, а потом бывает слышен за несколько километров, их «турниры» за право быть сильнейшим производят незабываемое впечатление. Как и Геродотово море — залитая талыми и паводковыми водами долина Припяти. Беларусь вполне может позиционировать себя как страна, предлагающая отдых на море.

Они могут, а мы – нет?

По различным оценкам, экологический туризм составляет 10—20 процентов от всего мирового рынка и является наиболее динамично развивающейся отраслью. К примеру, такие туры служат главным источником доходов для Кении и Коста-Рики, и одним из главных — для ряда других стран. Почему бы Припятскому Полесью с его удивительными уголками нетронутой природы, с уникальным биологическим разнообразием не стать тоже наиболее привлекательным регионом для мирового экологического туризма? Вопрос пока риторический.

— В Европе аналогичных территорий с девственно сохраненной природой уже нет, — говорит генеральный директор Национального парка Степан Бамбиза. — А там самый большой рынок экологического туризма в Великобритании. Но, к нашему стыду, в этой стране могут продавать туры в Беларусь и венгерские, и польские, и болгарские фирмы, и зарабатывать на этом, а мы пока что не добрались. Видимо, надо один раз солидно вложиться в зарубежную выставку и заявить о себе. Вся база создана за 18 лет. Шаг за шагом. Поверьте, это было не так легко. Конечно, если бы не поддержка Управления делами Президента, то невозможно было это построить при всем желании. Взять, к примеру, Музей природы. Я попросил у Президента помощи при его строительстве. Ведь это один из атрибутов национальных парков. И Александр Григорьевич меня поддержал.

И тем не менее после соотечественников основная масса отдыхающих на берегах белорусской Амазонки — европейцы.

— А вот с Россией мы пока слабо работаем, — признается Степан Николаевич. — Возможно, русских туристов отпугивает радиация. Первые годы они приезжали к нам со своей едой и водой, хотя наши места абсолютно чистые. Да и пока доедут на юг Беларуси, выберут много мест в нашей стране, где можно остановиться.

Сафари по-белорусски

Туристическая отрасль в прошлом году принесла Национальному парку «Припятский» более четырех миллиардов рублей прибыли.

Чтобы развиваться дальше, нужны высокоокупаемые проекты. Такие, как сафари-парк. На «экскурсионке» ведь много не заработаешь.

— Мы не приемлем принципа содержания диких животных в вольерах, — продолжает Степан Бамбиза. — Пошли по другому пути, создав сафари-парк: на обширной территории — около 5 тысяч гектаров — дикие животные находятся в естественных условиях обитания, а методом подкормок подтянули их к определенным маршрутам, на которых туристы наблюдают за повадками дикого кабана, аборигена этих мест, лося, оленя, косули, зубра. Это абсолютно другие звери, нежели в вольерах.

В парк диких животных нас повезли в вагончиках, тащил которые трактор «Беларус», замаскированный под паровоз. Зубра на своем пути, к сожалению, не встретили, а вот чернявые кабаны, вывалянные в грязи, бегали стаями. Чтобы очистить свои бока от защитной грязевой корки, они терлись о деревья, а учуяв человеческий дух, неслись по проложенным тропам в лес. Повсюду мелькали пронумерованные охотничьи вышки.

Охота — еще одна солидная статья доходов Национального парка. Недавно поохотиться на зубра приезжали арабы, видимо, пресытившиеся африканскими сафари или пожелавшие в большую пятерку «Big Five» добавить еще одно экзотическое животное. Заплатили не меньше, чем за слона или африканского буйвола, — около 80 тысяч долларов. Трофеи забрали подчистую, хотя некоторые охотники оставляют, к примеру, мясо. Для сведения: Национальный парк оформляет все соответствующие документы на их вывоз, упаковывает, как того требует аэропорт, и доставляет к самолету.

По площади и количеству маршрутов сафари-парк планируют расширять так же, как и охотничье хозяйство. Ведь 6—7 групп одновременно (а в сезон они набираются) сейчас принять не могут: первая-вторая проедут, увидят зверя, а последующие смогут только лишь насладиться красотами природы. Животные пугаются и прячутся от любопытных глаз. Поэтому будут делать больше лесных путей, по которым могли бы перемещаться любители понаблюдать за повадками представителей фауны. Сейчас насыпаются дороги.

Можно ли далеко уехать в карете прошлого?

Не менее захватывает путешествие и по пойменным дубравам. На легкой казанке или серебристом вельботе вы поплывете по тихим затокам, которые стерегут дубы-богатыри, приспособившиеся к длительным паводкам. Красотами Припяти можно любоваться и с борта теплохода. А на карете, словно прибывшей из прошлого, можно прокатиться по набережной или по агрогородку Лясковичи.

Несомненным брендом этого края стал фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья». Уже сейчас на конец августа любители народных песен и ремесел бронируют места в гостиницах. Глобальная задача народного феста — собрать на малой родине всех полешуков, разъехавшихся по разным городам и весям, показать таланты самобытных людей, воспетых еще Иваном Мележем.

И все же не стоит рассчитывать, что турист, назовем его обыватель, целыми днями будет созерцать окружающую флору и фауну или сельские окрестности, хоть и ухоженные. В России своих красот и уникальных мест полным-полно. Значит, надо свои подать так, чтоб аж сердце встрепенулось. Выдавать развлечения на-гора. Жители Лясковичей и окрестных деревень с каждым годом совершенствуются в подаче своего турпродукта.

Общаясь с российскими туроператорами, мы узнали, что в Беларуси туристы из страны-соседки часто хотят соединить полезное с приятным: отдохнуть и побегать по магазинам. Не меньше захватывающих и познавательных экскурсий их привлекают наши бренды типа «Милавицы», «Белиты», «Белвеста» и прочих, белорусские трикотаж и спиртные напитки. А недавно «поступил заказ» на… глазные капли. Пришлось собирать и такую группу «по интересам».

Но все же, считает заместитель директора Национального агентства по туризму Жанна Волокитина, можно успешно продавать лишь то, что сам хорошо знаешь и чем восхищаешься. Так что большая доля успеха белорусских курортов в руках туроператоров.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter