Что показал московский ураган

А нам все до оранжевой лампочки?

Повалены свыше 3500 деревьев, повреждены 1500 машин и кровли 140 многоэтажных домов. Пострадавших — более 150 человек, среди которых белорус, погибших — 16. Таков счет московского урагана, который стал для  России самым смертоносным за последние сто лет. Он же вскрыл немало болевых точек — беспомощность многомиллионного мегаполиса перед стихией, недостаточное оповещение о надвигающейся опасности и банальную безответственность людей.


После урагана в социальных сетях начались взаимные упреки и оправдания. Синоптики говорят, что предупреждали об оранжевом уровне опасности и сильном ветре до 22 метров в секунду, —  знали они об этом еще с субботы. Сотрудники МЧС, в свою очередь, рассказали, что просили мобильных операторов произвести рассылку о резком ухудшении погоды. Те вроде как и отправляли эсэмэски, но, как уверяют многие москвичи, получили их далеко не все. Точно так же не все обратили внимание и на сообщения в СМИ о непогоде: что, мол, такого в сильном ветре и том самом оранжевом уровне? Нужно было бить в набат, проводить эвакуацию, отменять рабочий день, отправлять электронные и бумажные письма, звонить на телефоны, расклеивать объявления… 

Вариантов, как нужно было, сейчас на форумах можно найти немало. Но после битвы кулаками  не машут. Имеем то, что имеем, — одни как бы сообщали, другие как бы видели, но не отреагировали. А вдобавок ко всему, когда стихия уже застала врасплох, не подумали где-нибудь укрыться, а достали телефоны и начали снимать все происходящее. Таких видео и фото в интернете сейчас полно.

Давайте оттолкнемся от той информации, которая была: еще с субботы поступали сообщения о сильном ветре, оранжевом уровне опасности. Этот уровень, кстати, подразумевает, что нужно быть весьма осмотрительными, поскольку погодные условия представляют реальную опасность. Его объявляют при шквалах, ливнях, грозах, сильном ветре… Собственно, при таких вот явлениях, которые и были в Москве. Они, как и говорится в определении этого уровня, могут негативно повлиять на социально-экономическую деятельность, привести к значительному материальному ущербу, не исключены и человеческие жертвы. Но такую информацию многие пропустили, посчитали незначительной и неважной. Вот и результат.

Перенесемся с московских на наши реалии. С 2013 года в Беларуси также введена шкала цветовых уровней опасности. Наше издание, как и другие СМИ, о таком нововведении говорило немало, поясняло, какой цвет что из себя представляет, как реагировать на то или иное сообщение, какие делать выводы. Продолжаем делать это, замечу, и сейчас. Цветовой код, говорят специалисты, позволяет доступным образом сообщить, насколько серьезной будет ситуация за окном. Что на деле? Спросила я у своих знакомых: знают ли они разницу между этими уровнями, понимают ли угрозу оранжевого цвета? Ответ был очевидным: «Наверное, ветер будет сильным или дождь. И что?»

А, собственно, ничего — никакого вывода многие из такой информации не делают. Потому что давно забыли про все эти градации — привыкли смотреть лишь температуру и отсутствие или наличие дождя, обвиняя на чем свет стоит синоптиков по любому поводу. Вдобавок ко всему многие не читают новости, не смотрят телевизоры. «Нет мне дела до всего этого!» — парировала моя знакомая, напрочь забыв о собственной безопасности. И чья в случае чего будет вина? 

Конечно, не только в оповещениях дело. Немало вопросов вызывают и другие факторы. Почему, например, остановки отправляются в полет при малейшем ветре? Туда же летят и рекламные щиты, крыши домов, через одно падают деревья… Московский ураган вскрыл немало проблем, над решением которых, смею надеяться, сейчас будут работать специалисты. Самый же главный вывод из всего этого для простого обывателя — мы должны сами в первую очередь думать о собственной безопасности. И делать выводы из той информации, которая к нам поступает.  

borisovez@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter