А над Брестом тишина такая

Есть у Бреста традиция — самый длинный день в году встречать на священной земле крепости над Бугом, чей героический гарнизон 65 лет назад, на рассвете 22 июня 1941 года, первым принял на себя страшный удар гитлеровских войск.

Тот субботний вечер накануне выдался удивительно погожим и тихим. Солдаты писали письма, играли в шахматы, готовились к воскресным соревнованиям, в клубе выступали артисты художественной самодеятельности, а на открытой площадке шел фильм “Волга-Волга”...
Ровно в 3.15 начался ураган бомбежки. Над цитаделью, как грибы, вырастали густые черные фонтаны земли и дыма.
Не выдерживал металл, плавился камень, а люди стояли. В эфир уносились радиограммы: “Я — крепость! Веду бой! Жду указаний!” Крепость не слышали. Она сражалась в одиночку. Только на 32-й день войны принял свой последний бой защитник цитадели майор Гаврилов, получивший впоследствии Золотую Звезду Героя. Названы многие. А сколько их осталось в этой земле навечно молодыми — точно не скажет никто. 962 погребены под мемориальными плитами — известны фамилии только 270. Буквально накануне печальной даты сотрудникам музея обороны крепости удалось из ряда пропавших без вести перевести в списки погибших защитников еще одно имя — бойца 84-го стрелкового полка рядового Василия Губы, который встретил войну и сражался на центральном острове цитадели.
...3 часа 15 минут. 22 июня 2006 года. Звонкую предрассветную тишину не нарушают даже птицы. Дорожка к Тереспольским воротам обозначена факелами — в руках у молодых брестчан их ровно 65. К первому рубежу обороны этой ночью движемся на редкость многолюдной процессией: прибывшие из Москвы пассажиры Поезда Памяти — участники первых боев на западных рубежах СССР и операции “Багратион”, представители детских и молодежных общественных организаций, гости из Минска, Киева, Ростова-на-Дону, Сургута, Смоленска, Нижнего Тагила, Вильнюса, руководители Бреста и области.
Последние минуты тишины. И — пространство разрывают гул самолетов, свист бомб, залпы артиллерийских орудий, пулеметные очереди, взрывы гранат...
Здесь, в районе Тереспольских ворот, плечом к плечу со взрослыми оборонял цитадель 12-летний воспитанник музыкантского взвода 44-го стрелкового полка, ныне подполковник в отставке Петр Павлович Котельников. Его память всегда будет хранить страшные эпизоды первых часов и дней войны:
— Бойцы дрались до последнего, потому что знали: здесь они защищают Москву и Ленинград, свои родные города и села, кишлаки и аулы...
Поминальные венки со свечами опускаются на воду, там, где встречаются Мухавец и Западный Буг. “Мы обещаем, что будем хранить ваши победы”, — говорит ветеранам брестская школьница.
...Утро наполнялось птичьим щебетом. В небе занималась тихая зорька. Память о том далеком страшном рассвете останется на нашей земле надолго.
— События тех огненных лет навсегда вошли в нашу генетическую память, — подчеркнул председатель облисполкома Константин Сумар. — Обращаясь к теме Великой Отечественной войны, мы несем немалую моральную ответственность не только перед теми, кто своей жизнью заплатил за разгром фашизма, но и перед нашим молодым поколением. Мы сохраняем, защищаем историческую правду о войне, чтобы сберечь в сознании мирового сообщества понимание ее уроков. Вот одна из главных причин, почему из года в год мы, представители разных стран и народов, ветераны войны и молодежь, приходим на это скорбное место — к памятнику нашей общей беды и величия человеческого духа.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter