А на горячее... поход домой

Что самое приятное осталось в вашей памяти из школьной поры? Чьи-то мысли, возможно, заняты воспоминаниями о первых уроках, кого-то еще кружит вихрь выпускного бала... А есть ли те, кто помнит обеденные переменки? Думается, таких — раз-два и обчелся

Что самое приятное осталось в вашей памяти из школьной поры? Чьи-то мысли, возможно, заняты воспоминаниями о первых уроках, кого-то еще кружит вихрь выпускного бала... А есть ли те, кто помнит обеденные переменки? Думается, таких — раз-два и обчелся.   

Но времена меняются. Заглянула недавно в одно из школьных кафе. Ранее о них только слышала, и каждый раз воображение почему-то рисовало не очень «аппетитные» картинки. Оказалось, зря. Милый интерьер и продуманный выбор продуктов — есть все, что должно в дополнение к полноценным завтраку, обеду и ужину ежедневно присутствовать в рационе ребенка: витаминные салаты, соки, чай, фрукты, сладкое. Но нет ни импортных шоколадных батончиков, ни жирных сухариков-крендельков, ни пирожков-смаженок. Зато в избытке всевозможные молочные десерты и коктейли собственного изготовления, йогурты, творожки, кефир, иногда желе. 

— Здесь у нас проходят дни именинника и семейные праздники. Можно сказать, главная задача кафе не только накормить детей, но и создать условия для живого общения в неформальной обстановке, — знакомит меня с жизнеустройством большой школьной семьи директор гимназии № 74 Минска Александра Вьюнова. 

Руководитель говорит, когда принимали решение об открытии кафе, кто-то из родителей высказал опасение, что многие ребята теперь откажутся от школьного обеда и большую перемену станут проводить в кафе. Этого не случилось, хотя обедать или нет в школе — личное дело каждого ученика. 

— Мы нередко наблюдаем, как ребята, а занимаются в гимназии дети изо всех районов столицы, первым делом идут утром в кафе — многие ведь и позавтракать дома как следует не успевают, — рассказывает Александра Вьюнова. — Иногда совмещают приятное с полезным — трапезу с чтением. Мы этого не поощряем, но в целом делаем в подобной ситуации снисхождение: у кого-то, возможно, за едой и память становится активнее. 

Пообщавшись с директором, вспомнились некогда популярные молодежные сериалы «Элен и ребята» и «Друзья». Я старалась регулярно следить за развитием событий, и каждый раз создавалось впечатление, что бурные обсуждения значимых для героев кино тем происходили либо за столиком гимназического кафе, либо у стойки бара. По-доброму тогда завидовала учащимся заграничных коллеждей, лицеев и гимназий, недоумевая, что может служить препятствием для создания таких условий у нас. За двадцать минут, отведенных в белорусских школах на обед, этот самый обед успеешь разве что целиком проглотить. И кто уж тут вспоминает о строгом врачебном наказе тщательно пережевывать пищу! Кстати, в упомянутой мной выше гимназии больших перемен несколько, поэтому ученики кушают не спеша. Зайдя на такой перемене в кафе с друзьями, они не только успевают выпить чаю со сдобой или съесть йогурт, но и пообщаться, что в наше «интерактивное» время чрезвычайно важно! 

Столичные комбинаты школьного питания, своеобразные законодатели «столовых мод», конечно, продвинулись за последние годы. Разнообразнее стали не только рационы для детей, но и способы организации приема пищи. Буфеты, кафе в школах — норма жизни. Знаю, есть такие и в учебных заведениях малых городов. Ребятам также по душе возможность самостоятельно заказывать обеденные блюда. Эти правила действуют уже во многих учреждениях образования страны. Эхо новинки не долетело пока до сельских школ. Хотя некоторым из них тоже есть чем сегодня похвастаться. Ученики Тальской средней школы Любанского района любят, к примеру, вместе с педагогами посидеть в... баре. Не простом — в фитобаре. На школьном приусадебном участке дети выращивают до четырехсот (!) видов лекарственных растений. После созревания их собирают, высушивают, измельчают, а затем используют в качестве лечебного сырья, по особой технологии приготавливая из него лечебные травяные коктейли. Кафе в школе нет, но есть настоящая русская печь, где по старобелорусским рецептам готовятся борщи, колдуны и плов. Ароматные блюда дегустируют всем классом. Так дети изучают культуру и традиции белорусов. Это примеры, которым стоит подражать, но их единицы. 

Не так давно встретила отработавшую по распределению сельской учительницей одноклассницу. Откровения, которыми она поделилась со мной после расставания с первым рабочим местом, повергли в шок. Из двух лет, которые горожанке довелось провести в деревенской глуши, школьная столовая, по словам девушки, функционировала не более года. На мое наивное: «А как же дети высиживали по шесть уроков без обеда?!» — услышала в ответ: «Как-как, домой на переменах бегали, деревня-то вся как на ладони — всего шестьдесят жилых дворов!» «Думаешь, виновато руководство? Совсем не так: заставить школьного повара работать оно не в силах. А зарплата у такого специалиста небольшая — вот откуда растут ноги у проблемы воровства на пищеблоках. По этой причине никто долго и не работал — разговор у директора с нечистыми на руку поварами был коротким», — подытожила она. Обозначенная проблема — тема отдельного разговора, конечно, но тут, пожалуй, стоит подчеркнуть: повар повару рознь — один всю жизнь будет честно и сознательно работать, а другой, уповая на низкий оклад, станет искать не совсем законные пути его восполнения. За счет детей... Тут уж многое и от воспитания зависит. В упомянутой же школе, по словам подруги, ситуация разрешилась: по причине малокомплектности классов учреждение образования закрыли.  

Александра Вьюнова говорит, что питание — один из наиболее важных факторов организации учебного процесса. Вроде бы все об этом знают, но действуют в соответствии с простым принципом не везде. А ведь многое, в том числе нормальное физическое и психическое развитие организма в стадии его роста, зависит от правильного и сбалансированного рациона. Был бы он таким не только дома, но и в школах, тогда, глядишь, и статистика детской заболеваемости пошла бы на убыль. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter